Прага – Экономисты соглашаются, что сказки содержат, как минимум, общие и простые для восприятия экономические принципы. А вот чего в сказках не бывает – так это понимания экономики как единого целого.

Психологи утверждают, что сказки помогают детям развиваться нормально. Однако в сказках не преследуется цель дать конкретные инструкции для повседневной жизни.

«Они, скорее, уже с малых лет учат нас тому, что всегда есть надежда и что, если не испугаться препятствий и не сдаться, можно добиться своей цели», — объясняет психолог Ян Кулганек из Psychoterapie Anděl. По мнению экономистов, сказки в то же время предлагают обманчивый взгляд на предпринимательство и экономику.

«Например, то, что кто-то беден, а кто-то богат, необязательно плохо. Благодаря этому у нас есть мотивация, благодаря этому существуют рыночные цены, и благодаря этому способные люди как раз могут стать богатыми. Хотя этого в сказках, как правило, не бывает», — напоминает Мирослав Свобода, преподаватель факультета национальной экономики Высшей экономической школы.

Одна из многих сказок, смыслу которых удивляются экономисты, — сказка «Соль дороже золота». «История показывает, что права Марушка. Но то, что я выберу килограмм бриллиантов, а не килограмм соли, не означает, что я не знаю истинных ценностей. При нормальных условиях соль, которой достаточно, не имеет той стоимости, которой обладают драгоценные металлы. Так что Марушка была совершенно не в курсе дела», — утверждает Свобода, добавляя, что нехватка соли была вызвана искусственно.

Но и среди сказок найдутся истории, из которых и дети, и взрослые могут получить урок не только морального, но и экономического содержания.

Построить крепкий дом, наточить косу

Таким примером является сказка о трех поросятах, которые строили свои домики. Эту сказку используют в качестве иллюстрации и на лекциях в Высшей экономической школе. «С помощью этой сказки студентам объясняют принцип сбережений и инвестиций. Проще говоря: чтобы у человека все было хорошо, он должен что-то инвестировать и быть терпеливым», — говорит Свобода. То есть надо вести себя, как третий поросенок, который лучше потрудился и построил крепкий домик, который волк не смог сломать.

Существует и чешский эквивалент сказки о трех поросятах. В этой сказке Бог и Дьявол соревнуются, кто раньше скосит поле пшеницы. Дьявол начинает сразу же косить, и, кажется, что он впереди, Бог же сначала точит косу. В итоге Бог с острой косой побеждает, потому что он начал с инвестиций.

Если история о трех поросятах может быть образцом правильных решений при инвестировании в учебниках, то следовать примеру героя истории о волшебной фасоли экономисты не советуют.

Главный герой меняет корову на несколько фасолин, из которых, к счастью, в итоге вырастает волшебное растение. «Я думаю, что эту сказку лучше всего интерпретировать так: рискованное предприятие иногда может себя оправдать», — пишет в блоге газеты New York Times профессор экономики Гарвардского университета Эдвард Глезер.

Однако он добавляет, что в то же время попытка добиться неопределенного результата сильно увеличивает шансы того, что все закончится плохо.

Также следует различать традиционные сказки и сказки телевизионные. В телеверсиях очень заметно влияние общественного заказа и того времени, когда они создавались. Показательны фильмы, снятые в 50-е годы, эти сказки буквально пропитаны коммунистической пропагандой.

«Гордая принцесса – яркий пример. В этой сказке люди поют и радуются, что могут работать… Это противоречит всем сказочным принципам. В этой сказке все совершенно наоборот: наказаны богатые, которые не работают. Те, кто работает, вознаграждены. Это полностью противоречит оригиналу Божены Немцовой», — отмечает этнограф Ярослав Отченашек, добавляя, что это характерно и для сказок, снятых позже. «Тем не менее, в более поздних фильмах определенная логика сказки уже сохранена», — говорит он.

Определенные кардинальные перемены принесли 1989 год и поток сказок из-за границы.

Стереотипный взгляд на богача как на злого и ленивого персонажа отчасти опроверг мультипликационный сериал «Утиные истории» с дядюшкой Скруджем. Он в большинстве историй выступает на стороне добра и в то же время бесцеремонно демонстрирует свое богатство, купаясь в сейфе, полном золотых.

Но и среди чешских сказок в последнее время стали появляться исключения, показывающие, что мир экономики действительно работает. Одна из таких сказок – «Черт знает почему» (Čert ví proč) 2003 года.

«Там можно найти примеры функционирования центрального банка и валютной политики», — говорит Свобода.

Люцифер как председатель Цетробанка


В сказке речь идет о стране короля Добромила, где больше не ценятся честная работа, порядочность и уважение. Вместо этого растет сила ада, и порядочные люди предпочитают бежать из страны. В самые сложные времена король поддается силам ада.

«Король объявляет законное платежное средство и вводит его обязательное обращение взамен на то, что Люцифер в течение одного года будет финансировать функционирование экономики, или государственную казну. Цена – душа короля. Бедный король в своем невежестве не подозревает, что чеканка ничем не обеспеченных государственных денег людям вообще не поможет», — комментирует фильм Свобода.

В борьбе с адом и Центральным банком в итоге одерживает победу главный герой сказки Филипп. По словам Свободы, это однозначно человек с экономическим образованием, который в итоге перехитрит Люцифера (председателя Центрального банка).

И именно по этой причине мы снова и снова смотрим сказки. И хотя в них и есть множество моментов, которые противоречат здравому смыслу и с которых не надо брать пример, мы это сказкам с радостью прощаем. Потому что добро, в отличие от реального, несказочного мира, в сказках почти всегда побеждает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.