На этой неделе прошла конференция, организованная Институтом исторических исследований университета Сан-Пабло CEU и Фондом Вильясиснерос. На ней выступили лучшие испанские медиевисты и представили различные подходы к пониманию Реконкисты — спорного, но безусловно значимого для Испании феномена. О военной стороне Реконкисты, которую нередко упускают из вида исследователи, рассказал Франсиско Гарсия-Фитц, профессор Университета Эстремадуры. В своем выступлении исследователь в общих чертах обрисовал военную стратегию, которую использовали Леон и Кастилия во времена Реконкисты для противостояния гораздо более мощной силе мусульман.

— Почему нередко забывают о военной стороне подобных конфликтов?

— Для правильного понимания Реконкисты необходимо учитывать и ее военную сторону. Однако в стратегические и тактические вопросы исследователи углубляются редко. Монархи Кастилии и Леона разработали эффективную стратегию для достижения политических целей при помощи имевшихся у них военных ресурсов. А цель состояла в том, чтобы вытеснить исламскую власть с Пиренейского полуострова, что, однако, не подразумевало изгнания с отвоеванных земель исламского населения. Для достижения этой цели монархам пришлось приспосабливать те скудные военные ресурсы, которыми они располагали.

— В чем заключалась эта стратегия?

— Стратегия христиан основывалась на предварительном истощении экономических, а также политических и моральных ресурсов мусульман при помощи постоянных набегов и других операций, которые не требовали от христиан больших экономических затрат и при этом впоследствии открывали дорогу для более масштабных действий — осады городов или захвата вражеских территорий. В конце концов, война, развернувшаяся на Пиренейском полуострове, была борьбой за территории, которые можно было захватить только при условии обретения контроля над стратегическими точками — крупными городами с крепостными стенами. Чтобы отвоевать такие города, как Кордова или Гранада, сначала нужно было долго изматывать врага.

— Почему на завершение Реконкисты потребовалось восемьсот лет?

— У христианских правителей на Пиренейском полуострове были те же проблемы, что и у других европейских монархов. Поэтому их стратегии не сильно различались. Что касается того, почему Реконкиста заняла так много времени, то это объясняется тем, что эти проблемы и ограничения не позволяли осуществить массовый поход против мусульман. Христианские монархи были вынуждены адаптировать свою стратегию к имевшимся у них средствам. Такой город, как Хаэн, например, который был завоеван в XIII веке, в течение двух предыдущих десятилетий подвергался постоянным набегам для постепенного ослабления мусульман. На отвоевание этого крупного города потребовалось много времени.

— Военные возможности христиан и мусульман сильно отличались?

— В первые века Реконкисты у мусульман, несомненно, имелось существенное военно-тактическое превосходство над христианами. Ко времени появления первых тайф на полуострове в XI веке этот разрыв заметно усугубился, что видно на примере кампаний Альмансора. Только после отвоевания Толедо ситуация изменилась, и военное превосходство перешло к христианам.

— В чем христианские армии были сильнее?

— Достоинство армий Кастилии и Леона, как и всех христианских королевств, состояло в том, что они набирались из военизированного общества. Это общество было сформировано войной и для войны. Поэтому военное дело было занятием не определенной социальной группы, например знати, а всего общества, что позволяло вести непрерывную борьбу.

— Помогла ли Реконкиста испанцам лучше подготовиться к войнам Нового времени?

— Да, определенная взаимосвязь прослеживается. Испанцы вошли в Новое время уже с заметным опытом за плечами. У них было время приспособиться к требованиям эпохи. Необходимо подробнее изучить ту связь, которая прослеживается между тактикой воинов кастильской и леонской армии в Итальянских войнах и в завоевании Америки и той военной традицией, которая была выработана во время Реконкисты. Нет никаких сомнений в том, что деды многих из этих воинов осаждали Гранаду, а их прадеды участвовали в гражданских войнах Кастилии. Общество, которое веками формировалось специально для ведения войны, начиная с XV века, оказалось в выгодной ситуации: оно могло экспортировать определенные виды военной тактики.

— Одна из задач данной конференции состоит в том, чтобы пересмотреть термин «Реконкиста». Считаете ли вы его подходящим?

— Когда я использую данный термин, мой собеседник сразу понимает, что я имею в виду. И, по-моему, это главное. Для меня это просто рабочий термин, обозначающий определенный исторический процесс, в котором были задействованы две силы, столкнувшиеся на одной территории и имевшие каждая свои намерения. Христиане пытались вернуть себе то, что было у них похищено, поэтому термин «Реконкиста» не является безосновательной выдумкой XIX века или испанского национализма. Этот термин встречается еще в хрониках IX века.

— Некоторые утверждают, что это современный термин.

— Самого термина в то время, действительно, не существовало. Слово «Реконкиста» появляется гораздо позже, в одном документе иностранного автора. Однако существовал термин «реставрация» и даже «завоевание». Если мы сейчас принимаем термин «Реконкиста», то только потому, что он исторически верен. Ведь, если бы в современной историографии использовался термин «реставрация», возникла бы определенная путаница, поскольку он уже относится к эпохе восстановления власти Бурбонов в Испании в XIX веке. А мы используем термины как раз, чтобы избежать подобной путаницы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.