Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Произошли от фараонов или арабов? Новые дебаты о египетской идентичности: между наукой и политикой (Al Jazeera, Катар)

© РИА Новости Евгения Новоженина / Перейти в фотобанкБолельщики перед матчем ЧМ-2018 по футболу между сборными России и Египта
Болельщики перед матчем ЧМ-2018 по футболу между сборными России и Египта
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший министр по делам древностей Египта, знаменитый археолог и историк Захи Хавасс взбудоражил арабскую общественность, заявив, что египтяне не являются арабами и даже африканцами, — это народ с «уникальным происхождением». Однако многие посчитали такие заявления политизированными и далекими от науки.

Бывший министр по делам древностей Египта Захи Хавасс заявил, что египтяне не арабы и не африканцы, а народ с «уникальным происхождением».

«Мы говорим по-арабски, но мы не арабы. Мы живем в Африке, но не являемся африканцами», — произнес Хавасс на лекции для студентов Каирского университета. По мнению ученого, египтяне происходят от фараонов и сохранили свою идентичность, «несмотря на вторжения, с которыми Египет сталкивался на протяжении многих веков».

Замечания египетского эксперта по древностям, близкого к властным кругам, подверглись критике. Писатель и исследователь Мухаммед Саиф ад-Дауля сравнил слова Хавасса с заявлениями покойного писателя Тауфика аль-Хакима в 1978 году, пытавшегося найти оправдание мирному договору с Израилем. Тогда аль-Хаким написал статью для газеты Al Ahram и потребовал, чтобы его страна придерживалась нейтралитета между арабами и Израилем, подобно позиции Швейцарии во Второй мировой войне.

Как отметил Мухаммед Саиф ад-Дауля в своем аккаунте в Facebook, заявления Хавасса апеллируют к фальшивым и изощренным аргументам, которые сталкивают фараонскую и арабо-исламскую цивилизации, египетскую нацию с арабской и описывают арабско-исламские завоевания как вторжение и захват.

По его мнению, подобная риторика лишает Египет и его народа арабской и цивилизационной идентичности, а также мешает продвижению лозунга «Египет прежде всего», однако на самом деле подразумевает подчинение Америке, Израилю, интересам правителя, режима, его последователей и союзников в отношении ресурсов страны.

По результатам ДНК-исследований десятков древнеегипетских мумий, включая останки, найденные в районе Абу-Сира и относящиеся к эпохе Среднего царства, была выявлена их значительная генетическая схожесть с населением Ближнего Востока и Арабского Машрика (регион, включающий преимущественно арабские страны от Египта и к северу Аравийского полуострова — прим. ред.). В то же время прослеживается генетическая ветвь от африканских стран к югу от Сахары после римского правления. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в 2017 году в журнале Nature и работах Национального центра биотехнологической информации США.

Как свидетельствуют другие исследования в этой области, современные египтяне имеют глубокие генетические связи с народами Северной Африки, Ближнего Востока и Африканского Рога, но их предки имели тесное родство с ближневосточными жителями, согласно History and Geography of Human Genes издательства Princeton University Press.

Египетский характер

В своей знаменитой книге «Характер Египта» египетский мыслитель и геополитик Гамаль Хамдан пишет, что хотя Египет расположен в Африке, он имеет также исторические связи с Азией.

Как утверждает ученый, нельзя считать арабский мир за пределами Аравийского полуострова «арабизированным», поскольку арабизм — это культура, а не раса и национальность.

Он обращает внимание на тот факт, что в древние времена, особенно в дождливые сезоны, состав населения сильно менялся, поскольку оно было мобильно, часто перемещалось, поэтому говорить об этнической чистоте неуместно.

По словам ученого, после дождливой эры наступила засуха, и каждая группа населения сосредоточилась на определённой территории. Другими словами, каждая такая общность получила географическую привязку и начала тяготеть к однородности. По словам Хамдана, эта идея является ключом к антропологии арабского мира.

Автор 39 книг уверен, что смешение крови и ассимиляция мигрировавших арабов и коренных народов является бесспорным историческим фактом, а утверждения о неарабском происхождении египтян имеют политизированный и ненаучный характер.

Дед-фараон и отец-араб

Хамдан не проводит различий между степенью арабизма населения к востоку и западу от Суэца. По его мнению, народы региона ещё до появления понятия «арабы» и до возникновения ислама являлись «родственными» и восходили к одной расе. В качестве аргумента он приводит брак «иракского» пророка Ибрагима с «египтянкой» Хаджар и считает, серверных арабов сыновьями Исмаила от жены-египтянки.

Хотя ученый подчеркивал преемственность «египетского характера» со времен фараонов и до сегодняшнего дня, включая десятки социальных и культурных особенностей, лексику и инструменты, все еще используемые в современном Египте, страна меняется. Поэтому предполагаемая преемственность является своего рода итогом накопительного процесса, напоминающим папирус времен фараонов, на котором были написаны Библия, Коран и древнеегипетские тексты.

Таким образом преемственность Египта является кумулятивной, умеренной. Ученый сформулировал эту идею так — «дед-фараон, а отец-араб», указывая на слияние и взаимопроникновение арабской, исламской, коптской и древнеегипетской идентичности времен фараонов.

Хотя он заметил, что обширные египетские пустыни сыграли свою роль в сдерживании миграционных потоков и защите от вторжений. История, по словам ученого, указывает на общие корни арабов. 14 столетий арабские народы были объединены в рамках одной структуры — они были «родственными» и до прихода ислама.

В древнеегипетском языке было много семитских слов, и египтяне смешивались с соседними народами до и после арабизации, а также до и после ислама. Хамдан напомнил о великих победах египтян, одержанных в арабскую эпоху, таких как противостояние татарам и крестоносцам.