В середине ноября 1943 года в подпольной газете Deutsche Nachrichten (Немецкие новости), выпускавшейся в оккупированной Дании немецкими антифашистами, появилась короткая заметка: «Сталинградские солдаты, объявленные геббельсовской пропагандой мертвыми, каждый день выступают во имя спасения рейха. Они настойчиво предупреждают: грядет новый Сталинград, еще более страшный Сталинград».
Заметку дополняли сведения о времени передач и частотах радиостанции Freies Deutschland (Свободная Германия), которая начала работу 20 июля 1943 года в Москве.
Радиостанция была официальным голосом Национального комитета «Свободная Германия» (НКСГ), основанного за несколько дней до этого, 12-13 июля 1943 года, в подмосковном Красногорске. В него вошли находившиеся в советском плену немецкие солдаты и офицеры, а также антифашисты, эмигрировавшие в Советский Союз. Председателем организации стал писатель Эрих Вайнерт (Erich Weinert), который зачитал по радио учредительный манифест Комитета. Главным редактором радиостанции был назначен Антон Аккерман (Anton Ackermann), член Центрального комитета КПГ, работавший до этого в созданной в 1941 году немецкоязычной газете Das freie Wort (Свободное слово). Его заместителем был тогда 32-летний бывший молодежный функционер Ганс Мале (Hans Mahle), который еще до войны приобрел опыт работы диктором на «Московском радио» и параллельно был сотрудником московской радиостанции Deutscher Volkssender, функционировавшей под эгидой КПГ.
Функции редакторов на радиостанции «Свободная Германия» выполняли, кроме того, несколько немецких военных, в том числе майор Герберт Штёсляйн (Herbert Stößlein), попавший в 1943 году в плен под Сталинградом, а также старший ефрейтор Леопольд Ахиллес, перешедший за год до этого на сторону Красной Армии.
Целевая группа — солдаты
Сначала передачи длились лишь 15 минут, но вплоть до конца войны эфирное время постоянно увеличивалось. C июля 1944 года программы велись уже восемь раз в сутки через передатчики «Московского Радио» на коротких, средних и длинных волнах. Программы длились по часу и более. Самой важной целевой группой были немецкие солдаты на Восточном фронте: призывали прекращать борьбу и сдаваться в плен. В соответствующем духе выдерживались сообщения о положении на фронтах и передачи специально для окруженных воинских частей.
Также передавались комментарии, программы о культуре, религиозные проповеди. За них отвечал попавший в плен в 1941 году унтер-офицер Маттэус Кляйн (Matthäus Klein), который до войны был протестантским пастором и теперь работал в отделе по церковным вопросам Национального комитета «Свободная Германия». Выступали на радио и другие священники.
К слушателям в Германии обращалась так называемая Служба по работе с родиной (Heimatdienst). В рамках ее программ передавались не только развлекательная музыка и сообщения из лагерей для военнопленных, но прежде всего весточки от немецких военнопленных родственникам на родине. Такие передачи слушали многие, хотя в нацистском рейхе это было строго запрещено и жестоко каралось.
Для родственников эти послания были практически единственным способом узнать что-то о судьбе мужей и сыновей, ведь почту из советских лагерей немецкие власти перехватывали.
Кроме того, нацистская пропаганда утверждала, что Советский Союз не берет пленных и всех немцев, попавших в руки русских, немедленно убивают. А подобные радиопередачи это опровергали, особенно когда пленные выступали лично. Для этого редакторы приезжали со звукозаписывающим оборудованием прямо в лагеря. Они записывали голоса солдат и просили их называть адреса родственников в Германии. А слушателей призывали сообщать упомянутым семьям, что их близкие живы.
Заявление об освобождении Берлина
Судя по всему, на эти просьбы откликнулись многие. В одном из отчетов гестапо 1943 года шла речь о том, что родственники пропавших без вести солдат в массовом порядке получают письма, в которых им со ссылкой на зарубежные радиостанции сообщают, что «немецкие солдаты находятся в советском плену и что там к ним хорошо относятся». Фашисты охотились за такими информаторами. Например, 17 июля 1944 года в тюрьме Бранденбург-Гёрден был гильотинирован житель Саара Альберт Якоб. Его преступление: сообщил в письме одной женщине, что ее сын жив, услышав его имя по радио.
4 мая 1945 председатель КПГ Вильгельм Пик объявил по радио «Свободная Германия», что Берлин освобожден: «Наконец гитлеровская банда разбита Красной Армией в своей главной цитадели. Берлин освобожден от этого преступного сброда. А это означает, что и для берлинцев гитлеровская война закончилась. (…) У какого честного, порядочного немца не забьется от этого сердце! Но к этой радостной вести примешивается и горькое, мучительное осознание того, что немецкий народ освободил себя не сам от этой банды убийц, а следовал за ней до последней минуты и поддерживал её в военных преступлениях».
Радиостанция «Свободная Германия» прекратила работу 8 сентября 1945 года. Ее задача была выполнена. В Германии под контролем держав-победителей уже заработали первые антифашистские радиостанции. Многие московские дикторы перешли туда. Ганс Мале, например, создал в столице радиостанцию «Берлинер Рундфунк», которая вышла в эфир уже 11 мая 1945 года.