Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Индия и её друзья: пообедаем в США, а десерт съедим в Москве

© POOL / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Д.Медведев и премьер-министр Индии М.Сингх
Президент РФ Д.Медведев и премьер-министр Индии М.Сингх
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Индийский истеблишмент может приветствовать новую, более заметную, чем прежде, роль, которую Индия будет играть для Вашингтона, но непременно пожелает удостовериться, что стратегическая самостоятельность страны не была принесена в жертву.

На этой неделе премьер-министр Индии Манмохан Сингх посетил Москву, где подписал договор о поставке оружия на несколько миллиардов долларов, встретился с президентом и премьер-министром России и заключил новый договор о мирном атоме, который индийская пресса горячо приветствовала, назвав его даже более выгодным, чем ныне действующее соглашение с США об обмене технологиями. Как заявил Сингх в интервью российскому информационному телеканалу, «в России мы смогли заполучить такое оборудование и такие технологии, каких нам не досталось бы ни в одной другой стране».

Итак, что же случилось с новой эрой в истории индийско-американской дружбы, наступление которой мы так недавно и так торжественно отмечали за позолоченными тарелками, полными капусты и риса-басмати? Конечно, о дружбе никто не забыл, но та помпезная ритуальность и те искренние проявления доброй воли, которыми сопровождался государственный визит в Вашингтон 24 ноября, быстро сменились реальностью индийской политики. Медвежьи объятья, в которые заключила Индию Россия, станут одновременно и «остерегающим знаком», и напоминанием о том, как тормозились и сходили на нет былые договорённости с Америкой, — об этом предупреждает Г. Партхасаратхи, бывший посол Индии, а ныне — приглашённый специалист в Centre for Policy Research (Нью-Дели). Если договор с США пока даже не обговорён во всех деталях, а президент Обама находит необходимым подчёркивать свою готовность заключить его, во что бы то ни стало, то Россия имеет давнюю традицию помогать Индии с её ядерными амбициями.

«Русские доказали свою надёжность», — комментирует Партхасаратхи. — «А с США как будет — поживём, увидим. У нас в верхах отлично всё помнят».

Внешнеполитический истеблишмент Индии вполне может приветствовать ту новую, гораздо более заметную, чем прежде, роль, которую Индия теперь будет играть для Вашингтона, но в то же время непременно пожелает удостовериться, что при этом не была принесена в жертву стратегическая самостоятельность страны. Представители высших дипломатических и политических кругов Индии по-прежнему исповедуют идеологию неприсоединения Джавахарлала Неру, она проходит красной нитью сквозь все партийные программы, а значит, каждый шаг в направлении сближения с США будет сопровождаться по меньшей мере символическим жестом, говорящим о намерении держать дистанцию. Доказательством послужит то, как торжественно Сингх оценил российский почётный караул в меховых шапках — менее чем через две недели после обеда с супругами Обама.

Даже в тех областях, где позиции США и Индии едины, Индия старалась не продемонстрировать чрезмерной близости. На встрече Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), прошедшей в Вене 27 ноября, Индия вместе с двадцатью пятью другими странами, включая США, проголосовала за то, чтобы осадить Иран с его атомным проектом. Это был уже третий раз, когда Индия одобрила подобную резолюцию, и ставить под угрозу собственные договорённости с МАГАТЭ ей тоже не нужно, но индийский МИД тем не менее распространил заявление, в котором разъяснялось: голос Индии не следует рассматривать как знак готовности с её стороны поддержать введение дополнительных санкций.

«Индия выступает в поддержку сохранения возможностей диалога и ухода от конфронтаций», — говорилось в заявлении.

Это был не просто перестраховочный дипломатический приём, а наглядная иллюстрация того, что Индия всё острее ощущает себя сверхдержавой, имеющей право взаимодействовать с другими государствами на собственных условиях.

Настоящая проверка, однако, Индии с её новообретённой стратегической значимостью ещё только предстоит. Министерство обороны страны объявило о массированной программе модернизации армии, на которую, по некоторым оценкам, за предстоящее десятилетие будет затрачено до ста миллиардов долларов. Россия всегда была главным поставщиком оружия для Индии, но новый договор по мирному атому, а также соглашения о предоставлении гарантий, заключённые Индией с несколькими другими странами, открывает перед США и европейскими государствами возможность перехватить некоторую часть этих громадных финансовых вложений.

Наибольшее внимание из всех сделок приковывало к себе запланированное военно-воздушными силами Индии приобретение ста двадцати шести многоцелевых боевых самолётов общей стоимостью в десять миллиардов долларов. Недавно ВВС начали полевые испытания шести моделей, прошедших в финал; их производители — это старые и новые союзники Индии. Между собой соревнуются: МиГ-35 из России, F/A-18 (Boeing), F-16 (Lockheed) и, наконец, реактивные истребители от EADS, Dassault и Saab. Такой масштабный тендер индийские военные проводят впервые, и решение будет приниматься исходя не только из технического превосходства той или иной модели, но и из геополитических соображений.

«Выбор стратегических вооружений — это вопрос не только технологий», — комментирует Деба Ранджан Моханти, специалист по обороне из Observer Research Foundation (Нью-Дели). — «Дело ещё и в том, с какими странами выстраивать отношения».

У конкурентов есть ещё около двух лет, чтобы продемонстрировать, насколько они готовы делиться технологическими достижениями, и как близки их национальные интересы интересам Индии. Так что встреча за обедом на высшем уровне — это только начало.