Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Старые союзники, новые друзья

© РИА Новости / Перейти в фотобанкРабочий визит премьер-министра РФ Владимира Путина в Республику Индия
Рабочий визит премьер-министра РФ Владимира Путина в Республику Индия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На уровне общих политических взглядов и Индия, и Россия верят в многополярный мир и международный порядок на правовой основе. Обе страны выступают против международного терроризма и религиозного экстремизма.Однако отношения в области оборонного сектора протекают не вполне гладко. Раз уж поставки продукции оборонного назначения составляют основу наших двусторонних отношений, договоры в этой области должны сохранять ритм, чтобы утрата их цементирующей силы не оказала отрицательного влияния на взаимоотношения в целом.

Мы относимся к Владимиру Путину с заслуженным уважением. Придя к власти в 2000 году, он смог изменить наметившуюся в эпоху Ельцина неблагоприятную тенденцию в отношениях между Индией и Россией и наладил стратегическое партнерство с Индией. Его нынешняя поездка в Индию станет пятым визитом за последние десять лет, что говорит о большом личном вкладе этого прагматичного и практически мыслящего человека в развитие отношений между Россией и Индией.

В стратегических секторах за последние десять лет были достигнуты немалые успехи. Россия поставляет нам свои самые современные самолеты, танки, ракетные пусковые установки, крылатые ракеты, сторожевые корабли и прочее вооружение, закрепив за собой положение самого большого партнера Индии в области обороноспособности страны. Совместная разработка и изготовление самолетов-истребителей пятого поколения (T-50) и многоцелевой транспортной авиации (MTR) призвана обеспечить Индии потрясающие проектные боевые возможности. Аренда российской ядерной подводной лодки и техническая помощь в разработке нашего собственного проекта «Арихант» обеспечат Индии стратегическую ударную мощь в океане. Успешно развивается наше сотрудничество в области ядерного сектора: два ядерных реактора уже строятся в настоящее время в Куданкуламе, и дополнительно к ним Россия собирается построить там же еще четыре. Российское предложение о ядерном договоре с Индией превосходит в плане передачи технологий все соглашения, подписанные когда-либо с другими партнерами, и составит значительную долю индийского ядерного пирога. Россия готова предоставить нам доступ к военной сигнализации системы ГЛОНАСС (российская система GPS), недоступные из какого-либо источника, для гражданского применения, что откроет новые возможности в сфере бизнеса.

Однако отношения в области оборонного сектора протекают не вполне гладко. Раз уж поставки продукции оборонного назначения составляют основу наших двусторонних отношений, договоры в этой области должны сохранять ритм, чтобы утрата их цементирующей силы не оказала отрицательного влияния на взаимоотношения в целом. Приходится мириться с серьёзными проблемами, такими, как неадекватная документация к поставляемым изделиям, нарушение режима поставок, постоянная эскалация цен, неполная передача технологий.

Яркий тому пример – авианосец Горшков, доставка которого задерживается уже больше чем на четыре года, а цена за это время резко взлетела. При нынешней высокой зависимости Индии от российского оснащения подобные проблемы снижают нашу боеготовность и срывают планирование. Вполне закономерно начинают раздаваться призывы диверсифицировать источники поставок. Достаточно конкурентоспособными выглядят Израиль и Франция, неуклонный прогресс намечается в отношениях с США – в итоге со временем привилегированная позиция России в качестве поставщика оборонной продукции может оказаться под вопросом.

На уровне общих политических взглядов и Индия, и Россия верят в многополярный мир и международный порядок на правовой основе. Обе страны выступают против международного терроризма и религиозного экстремизма. Однако в реализации этих позиций с практическим осуществлением взаимной поддержки определенности значительно меньше.

Что касается сотрудничества и многополярности, самый большой знак вопроса представляет Китай. Это государство склонно определять свои коренные интересы в одностороннем порядке, при этом полагая, что остальные страны обязаны их уважать, даже если они определены достаточно произвольно. А когда Китай чувствует себя задетым, он тут же переходит к оскорблениям и проявлениям агрессивности. Взгляды Индии и России на Китай расходятся. Могут ли наши страны выработать единое мнение по основным вопросам в этой области,  несмотря на все различие наших отношений с Китаем? В обозримом будущем – вряд ли. Россия стратегически заинтересована в Китае, он нужен ей для противостояния западному давлению.

Кроме того, Москва явно продемонстрировала своё нежелание открыто разбираться во всех тонкостях сложных отношений между Индией и Пакистаном. Осуждая террористические выпады против Индии, Россия ещё осторожнее, чем даже США, высказывается об участии в этих атаках базирующихся на территории Пакистана террористических групп. Возможно, Россия опасается, что её открытое поощрение более жесткой реакции Индии на  пакистанские провокации может привести к непониманию с США по индийско-пакистанскому вопросу.

Контраст между экономическими связями Индии с США и с Россией огромен. Современные секторы индийской экономики и ее наиболее динамичные фигуры имеют дело с рынками США и Западного мира, а экономические связи Индии и России остаются по-прежнему ограниченными, и их быстрое расширение мало вероятно. Не достигнута даже цель увеличения объема двусторонней торговли в 2010 году до 10 миллиардов долларов. Партнерство Индии и России в области энергетики переживает застой. Такой перекос в наших стратегических отношениях с двумя самыми важными партнерами нуждается в коррекции.

Коснемся в двух словах афганского вопроса. Россия предоставила силам НАТО дополнительные транзитные права, поскольку видит для себя определенную выгоду в операциях США против экстремистских сил, способных дестабилизировать Центральную Азию и, возможно, юг России. На международных конференциях Россия в основном поднимает, безусловно, важный вопрос торговли наркотиками, но безмолвствует по поводу Талибана. Представители Центральной Азии тоже не проявляют большой активности в обсуждении проблем, связанных с Афганистанов. Российская сторона должна проявить инициативу и наметить стратегический план «страхования рисков» с участием Индии, Ирана и государств Центральной Азии на случай возвращения Талибана.

Возрождение России необходимо для сохранения равновесия в мировом масштабе. Пустоту, возникшую в результате ослабления России, заполняет растущее влияние  напористого, националистического, более мощного в военном отношении и демографически несокрушимого Китая. Любая форма двойной власти США и Китая ляжет тяжким бременем на другие государства, в первую очередь, на такие крупные и самостоятельные страны, как Индия и Россия.

Канвал Сибал – бывший  министр иностранных дел правительства Индии.