Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Глухое дело

© REUTERS/Sukree SukplangВиктор Бут
Виктор Бут
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Запутанная ситуация вокруг Виктора Бута, российского бизнесмена, которого считают миллиардером и крупным торговцем оружием, и который сейчас томится в душной бангкокской тюремной камере, не сводится к скандальной истории предпринимателя с дурной репутацией. Предстоящая экстрадиция Бута для суда в Нью-Йорк вызвала разногласия между США и Россией. Его дело угрожает вновь охладить отношения между двумя державами.

Его называют «оружейным бароном» и «торговцем смертью». Его обвиняют в продаже вооружений самым кровавым режимам мира – от афганских талибов до либерийского президента Чарльза Тэйлора, которого сейчас судит Гаагский трибунал за преступления против человечности. Его предполагаемым скандальным «подвигам» посвящен фильм, в котором снялся Николас Кейдж. Однако запутанная ситуация вокруг Виктора Бута, российского бизнесмена, которого считают миллиардером и крупным торговцем оружием, и который сейчас томится в душной бангкокской тюремной камере, не сводится к скандальной истории предпринимателя с дурной репутацией. Предстоящая экстрадиция Бута для суда в Нью-Йорк вызвала разногласия между США и Россией. Его дело угрожает вновь охладить отношения между двумя державами.

Помимо обвинений в торговле оружием, Бута обвиняют в заговоре с целью убийства американских граждан. Он отрицает все обвинения, но если его осудят, остаток жизни он может провести в тюрьме. При этом, возможно, сотрудников американских правоохранительных органов интересует не столько то, сколько именно проведет за решеткой 43-летний россиянин, сколько то, что он может рассказать о таинственном мире оружейных контрабандистов – в частности имена людей, в том числе находящихся на официальных постах, которые связанны с этим бизнесом. Признают Бута виновным, или нет, но «его дело важно, так как оно дает понять оружейным контрабандистам, что времена их безнаказанности прошли», считает Хью Гриффитс (Hugh Griffiths), эксперт по контрабанде вооружений из Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute) - независимого аналитического центра.

Незаконная торговля оружием серьезно сказывается на мировой безопасности. Это, вероятно, наиболее дестабилизирующий вид подпольного бизнеса, способствующий восстаниям, герильям, терроризму и организованной преступности. По мнению экспертов, оборот отрасли составляет от 2 до10 миллиардов долларов в год – в зависимости от того, сколько конфликтов бушует в мире. Торговля оружием также требует, как минимум, сговора с сотрудниками силовых ведомств или политиками. Это необходимо, чтобы получить доступ к арсеналам. С тех пор, как развалился Советский Союз, главным источником вооружений для «черного рынка» были Россия, бывшие советские республики и страны восточного блока. Хаос, возникший при крахе коммунистического строя в начале 1990-х годов, открывал огромные возможности для бывшего офицера советской военной разведки с капиталистической деловой жилкой – такого как Виктор Бут.

ООН и другие международные организации утверждают, что Бут применял свои таланты в области контрабанды оружия. Однако арестовали его только 6 марта 2008 года в результате совместной тайной операции тайских и американских спецслужб. Агенты американского Управления по борьбе с наркотиками утверждают, что они поймали его, прикинувшись представителями Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК). Это была привлекательная приманка: Латинская Америка в последние годы считается одним из крупнейших рынков нелегального оружия, а самый крупный покупатель на нем - ФАРК - кровавая марксистская повстанческая организация, также связанная с наркоторговлей. По словам агентов, Бут предложил продать им ракеты «земля-воздух», зенитные орудия, автоматы АК-47, огромное количество боеприпасов, гранатометы, и беспилотники.

Если кто-то и способен поставить такой арсенал, это, безусловно, Бут, считает Дуглас Фара (Douglas Farah), соавтор биографии Бута, вышедшей под названием «Торговец смертью» («Merchant of Death»). «Больше десяти лет Бут был самым крупным и самым удачливым торговцем оружием. Он был лучшим в этом деле, - утверждает Фара. – Когда его бизнес был на пике, он торговал не только автоматами, но и сложными видами вооружений, включая ударные вертолеты и наземные системы минирования». По данным Фары, - а также по данным Вашингтона и докладов ООН, - Бут поставлял оружие десяткам вооруженных формирований Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, многие из которых замешаны в серьезных нарушениях прав человека. Бут, его адвокаты и российское правительство уверяют, что все это ложь, распространенная по мотивам неприязни бывшим чиновником ООН и подхваченная ищущими славы журналистами – такими как Фара. «Я никогда не торговал оружием, я никогда не продавал оружие», - писал Бут в своем заявлении, которое его жена зачитала на пресс-конференции 27 августа. По его словам, он занимался вполне законным бизнесом в области авиаперевозок.

20 августа, казалось, что самого Бута скоро погрузят в самолет, после того, как таиландский апелляционный суд отменил решение суда низшей инстанции по вопросу об экстрадиции и решил, что Бута надо выдать Америке. США немедленно послали в Бангкок за россиянином свой самолет, однако через несколько дней вернулись с пустыми руками. Оказалось, что для экстрадиции по-прежнему существуют юридические препятствия. Таиландская прокуратура по требованию Вашингтона выдвинула против Бута дополнительные обвинения, которые суд пока не заслушивал. США уже попросили Таиланд снять эти обвинения, чтобы Бута можно было экстрадировать. Тем временем российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал решение 20 августа «незаконным» и «политическим» и заявил, что Бангкок уступил «внешнему» давлению, а еще один представитель российского МИДа Владимир Козин предупредил в газете Moscow Times, что выдача Бута «неминуемо скажется на американо-российских отношениях во вред усилиям США по "перезагрузке"».

С какой стати Россия бы стала рисковать и нагнетать напряженность в духе холодной войны из-за одного якобы легального бизнесмена? Фара предполагает, что Бут – бывший советский военный, владеющий семью языками, продавал оружие из российских запасов, используя свои связи в военной разведке, а также что бизнес свой он создал с помощью «высокопоставленных советских чиновников», которые впоследствии ему покровительствовали. Бут, со своей стороны, отрицает, что у него есть связи с высокопоставленными российскими чиновниками. «Я не владею никакими секретами российского государства или его руководства», - уверяет он. Если окажется, что он ими все-таки владеет, дипломатические последствия суда над ним в США могут быть очень серьезными.

Так как его жена и дети все еще живут в России, маловероятно, что Бут будет сотрудничать с американскими властями в обмен на смягчение приговора. Кроме того, сам Бут по слухам сохранил в душе отголоски старой вражды между сверхдержавами – по словам работающего в Бангкоке журналиста Бертиля Линтнера (Bertil Lintner), который интервьюировал Бута в 2008 году в таиландской тюрьме, россиянин тогда разразился наполненной ненавистью тирадой в адрес Соединенных Штатов.

Отметим, что предполагаемый антиамериканизм Бута не распространялся на деловую сферу. Как сообщали американские СМИ, в Ираке американские официальные лица сотрудничали со связанными с Бутом компаниями. Его самолеты также перебрасывали миротворцев ООН в африканские горячие точки, в которые отказывались летать другие компании. По словам Гриффита, это обычная ситуация для перевозчиков оружия. «Подобно Буту, они нередко легально перевозят снаряжение и материалы для операций в Афганистане и Ираке, а также гуманитарную помощь», - рассказывает он. Таким образом, имеющаяся у Бута информация может оказаться неожиданной и для многих неудобной.

Дело Бута также взбаламутило политическую жизнь самого Таиланда. Оппозиционные парламентарии — а затем и сам Бут — обвинили помощника премьер-министра Апхисита Ветчачивы (Abhisit Vejjajiva) в том, что тот просил у него совета насчет того, как перехватить самолет бывшего премьер-министра Таксина Чинавата (Thaksin Shinawatra), бежавшего от таиландского правосудия и с комфортом устроившегося за границей. Помощник, признавший, что говорил с Бутом, тем не менее, отрицает, что задавал ему такой вопрос. Бут также направил премьер-министру бессвязное письмо, написанное от руки, с просьбой его не экстрадировать. Хотя Апсихит заявил, что он не может вмешиваться в деятельность судов, когда судебный процесс завершится, окончательное решение об экстрадиции будут принимать премьер-министр и его кабинет, утверждает официальный представитель правительства Панитан Ваттанаягорн (Panitan Wattanayagorn).

Если Бут действительно тот, кем считают его обвинители, тогда его информация может помочь в борьбе с крупнейшими в мире торговцами оружием. На первый взгляд, Вашингтон выигрывает эту войну. За последние три года американцы задержали в результате тайных операций несколько предполагаемых крупных международных деятелей этого бизнеса. Однако, по законам спроса и предложения, он продолжает процветать, несмотря на аресты. Пока США охотятся за старой гвардией, вакуум заполняют более мелкие, специализированные торговцы. Даже если Бута признают виновным, незаконная торговля оружием переживет эту потерю.