В ответ на организацию досмотров Федеральной службой безопасности России гражданских судов, которые следуют через Керченский пролив в порты Мариуполь и Бердянск, украинской стороне целесообразно действовать в рамках национального законодательства и международного морского права. Об этом заявил адмирал запаса Игорь Кабаненко.


Комментируя информацию Госпогранслужбы Украины, он заявил: «Следует выстроить государственную морскую политику и военно-морскую стратегию, четко идентифицируя способы продвижения и защиты морских интересов державы. Это серьезная работа для СНБО Украины, министерств и ведомств, которая должна была быть проделанной вчера или даже позавчера».


В то же время он констатировал: «В целом то, что сейчас происходит в исключительной морской экономической зоне Украины, в наших акваториях — следствие развития разноплановых угроз на море. К сожалению, кризис на море продолжает развиваться».


Адмирал уточнил: «Украине необходимо адекватно применять существующий инструментарий невоенного сдерживания на водных акваториях. Например, российские судовладельцы продолжают пользоваться внутренними судоходными путями Украины».


В качестве военного сдерживания он считает необходимым «организовать патрульную деятельность в море» и, что патрульные катера класса Island могли усилить указанные возможности ВМС Украины. Однако, «они до сих пор не доставлены из США на Украину».


Кабаненко добавил, что военным морякам и морским частям Госпогранслужбы «следует готовиться к различным негативным сценариям вплоть до блокады прохода судов Керченским проливом в Мариуполь и Бердянск». Необходимо отрабатывать мероприятия конвойной службы, предусматривающие сопровождение гражданских судов военными кораблями, считает адмирал: «Военные конвои могут и не понадобиться, вместе с тем в определенных условиях это может стать единственным способом обеспечить безопасность морских коммуникаций на стыке двух морей».


По его словам, в таком случае «любые меры по задержанию или осмотру судов конвоя будут квалифицироваться как нападение на военный конвой, то есть акт агрессии, с соответствующими правами и обязанностями военных кораблей по ее отражению».


Адмирал убежден: разрешение вопросов возможно лишь при четком соблюдении международного законодательства и привлечении виновных в его нарушении к ответственности через «международные судебные инстанции, трибунал ООН» с одновременным наращиваем Украиной своего «оборонного потенциала на море».


30 апреля ФСБ России начала останавливать и осматривать невоенные суда, следующие на Украину по Азовскому морю. «Россияне начали жесткую политику задержания и досмотра судов, следующих в сторону Украины», — рассказали в Госпогранслужбе Украины.