Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Forbes (США): Китай и Россия проектируют загадочную подлодку нового поколения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время холодной войны Россия помогала Китаю развивать его собственную отрасль строительства подлодок. Но автор статьи считает, что сейчас в освоении технологии ВНЭУ Китай уже опережает Россию и идет своим путем. Может ли Россия в итоге задуматься о покупке китайских неатомных подводных лодок?

На вооружении ВМС России и Китая — в отличие от американских ВМС — помимо атомных ударных подводных лодок до сих пор имеются неатомные ударные подводные лодки. Они дешевле и имеют ряд преимуществ по сравнению с атомными лодками, особенно лодки прибрежного действия.

И их можно экспортировать в другие страны. Теперь Россия и Китай могут объединить свой опыт для проектирования нового поколения неатомных подводных лодок. Но какая именно лодка это будет, и каким будет ее назначение, до сих пор остается загадкой.

По данным российского государственного информационного агентства «РИА Новости» (см. статью на русском языке), Россия и Китай совместно проектируют неатомную подводную лодку нового поколения. Координацию проекта осуществляет российская Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Россия известна своими давними традициями в области строительства подлодок и создала многие из самых мощных и больших подводных лодок в мире, поэтому неудивительно, что российские технологии строительства подлодок считаются гораздо более передовыми по сравнению с китайскими. Во время холодной войны Россия помогала Китаю развивать его собственную отрасль строительства подлодок, предоставив ему чертежи дизель-электрической подлодки (ДЭПЛ) с баллистическими ракетами проекта 629 (класса Golf по кодификации НАТО) и ДЭПЛ проекта 633 (класса Romeo по кодификации НАТО). Позднее Россия поставила Китаю ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» (класса Kilo по кодификации НАТО).

Но в проектировании подводных лодок Китай пошел своим собственным путем и обладает национальным техническим потенциалом для строительства субмарин любого класса. И хотя по-прежнему есть классы подводных лодок, в создании которых Россия явно впереди Китая, в области проектирования неатомных подводных лодок ее позиции не столь однозначны. И возможности Китая в этом направлении, безусловно, недооценивать нельзя.

Одной из важных областей, в которых Китай может занять лидирующие позиции — это двигательная установка. Китай строит подводные лодки с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), а вот Россия всячески пытается внедрить эту технологию, хотя нв начале холодной войны она была пионером в создании ВНЭУ. Предполагалось, что ВНЭУ будет установлена, на современной российской подлодке серии 677 «Лада», но этого пока не произошло. Учитывая умение России проектировать и строить подводные лодки, проблема, вероятно, заключается не столько в технических сложностях, сколько в финансировании. Но сегодня по справедливости можно сказать, что в освоении технологии ВНЭУ Китай опережает Россию.

Еще одним направлением может стать использование перспективных аккумуляторных батарей. Подводные лодки только сейчас переходят на литий-ионные аккумуляторы. Первыми в мире подводными лодками с литий-ионными аккумуляторами были японские, за ними последовали южнокорейские и итальянские. По слухам, Китай также внедряет эту технологию, поэтому использование перспективных аккумуляторных батарей является еще одной областью, где Китай вполне может опередить Россию.

Можно ли сказать, что роли поменялись? И может ли Россия в итоге задуматься о покупке в основном китайских неатомных подводных лодок?

Еще одним вариантом является сочетание корпуса, построенного одной страной, с боевыми системами и вооружением, созданными в другой стране. Речь идет о том, чтобы, например, установить на китайскую подводную лодку российский гидролокатор и российское вооружение. Или установить на российской подводной лодке китайскую аккумуляторную батарею и китайскую ВНЭУ.

Ну а пока известное российское конструкторское бюро «Малахит», специализирующееся на разработке проектов подводных лодок, продвигает собственный проект подводной лодки. Согласно концепт-проекту, длина неатомной подводной лодки P-750B «Сервал» будет составлять 65,5 метра, и субмарина получит ВНЭУ замкнутого типа с газотурбинным двигателем, в котором используется жидкий кислород, поступающий из специального резервуара. Этот макет лодки этого проекта демонстрировался на проходивших недавно в России выставках вооружений, включая выставку «Армия-2020», которая сейчас проходит в Москве. Собственные проекты продвигают и китайские судостроители. Поэтому неясно, где именно и как эта новая совместно проектируемая подводная лодка впишется в будущий состав ВМС обеих стран.

Возможно, новая подводная лодка не предназначена для собственных ВМС этих двух стран. Россия и Китай конкурируют на международном рынке, в основном продавая обычные ударные подводные лодки. Доля Китая на этом рынке растет, и он продает субмарины в Таиланд, Бангладеш и Пакистан. Не исключено, что эта совместно проектируемая подводная лодка будет поставляться в другие страны.

А пока Россия продолжает увеличивать объемы заказов на строительство уже существующих неатомных подводных лодок. Только что Министерство обороны России подписало контракт на строительство еще одной подводной лодки проекта 677 «Лада», а также еще одной подлодки более старого проекта 636.3 «Варшавянка» (по кодификации НАТО — Improved-Kilo).

Так что в отношении перспективы совместно проектируемой неатомной подводной лодки сегодня больше вопросов, чем ответов. И вполне возможно, что этот проект — подобно многим оборонным проектам, освещаемым в российских государственных СМИ — в конечном итоге ни к чему не приведет. Как и сама подводная война, поиск информации о новых подводных лодках зачастую означает тактику выжидания.