Готланд, Швеция — На принадлежащем Швеции острове Готланд в Балтийском море вновь зазвучали сигналы тревоги, напомнившие об эпохе холодной войны. На прошлой неделе проводимые российскими вооруженными силами маневры и военно-морские учения западных стран заставили Швецию мобилизовать ее войска и отправить танки для охраны главного порта Готланда, где над побережьем летали шведские истребители.
Следующие несколько дней присутствие шведских военных сохранялось, самолеты-разведчики курсировали над прибрежными районами, а по живописным автотрассам острова передвигались бронетранспортеры. «На Готланде мы продемонстрировали, что мы нарастили наш военный потенциал, — сказал Маттиас Ардин (Mattias Ardin), возглавляющий недавно созданный готландский полк, в интервью изданию Politico, которое он дал на главной военной базе острова. — Это доказывает, что мы достигли хорошего прогресса в ремилитаризации острова, что мы здесь».
Для Швеции приведение войск в состояние боевой готовности стало возможностью проверить, насколько успешно идет начавшийся пять лет назад процесс ремилитаризации острова, где с 2005 года практически не было военных. Для всего Балтийского региона это стало очередной демонстрацией того, насколько резко ухудшилась ситуация с безопасностью после того, как аннексия Крымского полуострова Россией в 2014 году породила новую эпоху нестабильности вдоль восточного края Европы.
Фотографии того, как тяжелые артиллерийские орудия, призванные обеспечивать прикрытие войскам, выгружаются с парома, доставившего их на Готланд с материковой части Швеции, оказались на первых полосах газет здесь, а эксперты отметили, что подобных действий шведских вооруженных сил они не видели со времен холодной войны.
«Это самый высокий уровень боевой готовности, который я видел с 1991 года», — сказал Йохан Викторин (Johan Wiktorin), научный сотрудник Шведской королевской академии военных наук, в интервью шведской газете Aftonbladet. Репортажи о приведении войск в боевую готовность начались с сообщений о том, что на одном из регулярных паромов, идущих на остров Готланд, находятся шведские военные и что паром сопровождают военные корабли и истребители.
Представители шведских вооруженных сил загрузили в социальные сети видео того, как по побережью Готланда едут танки, и как солдаты, базирующиеся на острове, патрулируют улицы. Глава Оперативного управления вооруженных сил Швеции Ян Торнквист (Jan Thörnqvist) выступил с заявлением, в котором он подчеркнул, что главная цель этой миссии заключается в усилении наблюдения в Балтийском море. «В Балтийском регионе российская и западная стороны развернули такую военную деятельность, какой мы не видели со времен холодной войны», — сказал он.
25 августа шведская газета Dagens Nyheter сообщила, что именно появление трех российских военных самолетов у берегов Готланда заставило Швецию привести свои войска в состояние боевой готовности, но официальные представители шведских вооруженных сил не подтвердили это сообщение. На следующий день военные перекрыли доступ к гавани на северо-западном побережье Готланда, сообщив, что порт является элементом проводимой операции.
К понедельнику обстановка как будто стала спокойнее. Военные сообщили, что операция все еще проводится, но танков в портовой зоне уже не было. На военной базе на северном побережье обстановка казалась спокойной. Мимо проплывали частные лодки, и в небе не было видно военных самолетов.
В главном городе острова, в Висбю, можно было заметить военные фургоны Volvo, передвигавшиеся между штабами и главной базой в Тофте, расположенной к югу от этого города. Время от времени появлялись транспортеры. В какой-то момент один самолет-разведчик поднялся в воздух с военного аэродрома на краю Висбю, совершил два круга над поросшим лесами западным побережьем и улетел в море.
Местные жители в основном положительно отзывались о наращивании военного потенциала на острове, считая это следствием действий российских вооруженных сил. «Сейчас русские находятся рядом, проводят там свои учения — или что они там проводят. Хорошо, что мы показали им, что мы тоже готовы», — сказал 28-летний студент Йонас Эрикссон (Jonas Eriksson). Российское посольство в Стокгольме отказалось прокомментировать ситуацию.
Призрак из прошлого
Когда в 1991 году Советский Союз рухнул, многие были убеждены, что времена военных игр в «кошки-мышки» между Востоком и Западом в Балтийском море навсегда остались в прошлом. В 2005 году шведские власти решили, что сохранение военного контингента на Готланде — это пустая трата ресурсов, и начали демилитаризацию острова. Позже постепенное охлаждение в отношениях между Москвой и Западом — резко ускорившееся после того, как Россия аннексировала часть территорий Грузии, а затем и Украины, — поставило вопрос о том, насколько мудрым будет решение о ремилитаризации Готланда.
В октябре 2014 года лихорадочные поиски вражеской субмарины среди островов в непосредственной близости от Стокгольма поставили вопрос о ремилитаризации ребром, и в 2015 году было решено вернуть военных на этот остров. «Начиная с украинского кризиса 2014 году мы наблюдали ухудшение обстановки с безопасностью в Балтийском регионе, — сказал Ардин. — Мы наблюдали активизацию военной деятельности, рост числа военных учений, рост числа учений с коротким временем предупреждения. Обстановка в плане безопасности ухудшилась и стала более непредсказуемой».
Остров Готланд, который находится посреди Балтийского моря, между Стокгольмом и российским Калининградом, уже давно считается стратегически важным местом. Этот остров является ключевым местом для любой армии или коммерческого флота, стремящихся получить контроль над окружающими его водами, которые связывают российский Санкт-Петербург с шестью столицами балтийских и северных стран, в также с севером Германии. За последние пять лет Швеция укрепила свои военные позиции на этом острове.
База в Тофте была превращена из стрелкового полигона для местных войск в современный гарнизон для возрожденного готландского полка. С 2015 года численность контингента регулярных сил острова выросла с 50 до более 300 человек, не считая сил местной обороны. Летом этого года в этот полк прибыли первые призывники, проходящие службу в национальных вооруженных силах. Швеция восстановила службу по призыву в 2018 году. «За пять лет многое случилось», — отметил Ардин.
Во вторник, 1 сентября, на базе Тофты можно было увидеть, как танки передвигались между недавно построенными гаражами и площадкам технического обслуживания. Большие асфальтированные площадки разделяли новые и пока еще недостроенные здания. В настоящее время шведское правительство работает над планом расходов на следующие несколько лет. Велика вероятность, что процесс ремилитаризации балтийских территорий страны продолжится.
По текущим оценкам, с 2021 по 2025 год расходы Швеции на оборону будут расти примерно на 485 миллионов евро в год, и к 2025 году они составят 8,2 миллиарда евро. «Многое указывает на необходимость дальнейшего расширения здесь, и многие удивятся, если этого не случится. Однако политические решения пока не были приняты», — добавил Ардин.