Спор, не стали ли мы чересчур зависимы от НАТО и США, не учитывает реальность: а именно что зависимость Норвегии от альянса — величина абсолютная и практически неизменная, чтобы бы мы ни делали, пишет бывший норвежский главнокомандующий.
В последние годы рост присутствия военно-воздушных и военно-морских сил союзников и их активности на Крайнем Севере всколыхнул спор, не стали ли мы настолько зависимы от помощи союзников в военной ситуации, что это ограничивает нашу свободу действий в мирных условиях и политике безопасности вообще. Есть опасения, что зависимость от альянса мешает нам возражать против военной активности союзников в наших окрестностях, которая провоцирует русских. Это усугубляет напряженность, которой вполне можно было бы избежать, располагай мы лучшими возможностями контролировать и патрулировать эти районы самостоятельно. Но такое рассуждение путает два вопроса, которые не имеют друг с другом ничего общего.
Зависимость Норвегии от наших ключевых союзников в условиях кризиса или войны — следствие того факта, что мы — небольшое государство на периферии великой державы, России. Таким образом, зависимость Норвегии от союзников — непреложное геополитическое обстоятельство, с которым мы должны считаться. Даже если мы укрепим наши вооруженные силы еще одним армейским батальоном или несколькими дополнительными кораблями и самолетами, нам это покажется значительным, но расклад сил между Норвегией и Россией существенным образом не изменит.
Другими словами, мерило нашей зависимости от альянса — не усиление норвежской мощи по сравнению с самими собой, а сугубо в расстановке сил между Норвегией и Россией. И результат будет неутешителен, даже если в своих подсчетах мы ограничимся российскими войсками на северо-западе страны. Иными словами, мысль, что есть некая линейная связь между нашей зависимостью от союзников и размером вооруженных сил — что рост национальной обороны на 5% ровно настолько же снизит нашу зависимость — это логическая ошибка.
Если отбросить в сторону всякую риторику, стратегическая роль норвежской обороны — увязать норвежско-российский конфликт с доверием к союзникам и особенно американскими гарантиями безопасности. Наша способность сдерживать военную агрессию России не больше и не меньше нашей способности и способности наших союзников убедить Россию в том, что США никогда не смирятся с российской военной агрессией в Скандинавии и не оставят ее без ответа. Или, чтобы быть совершенно точным, русские должны быть уверены в обратном — что американцы попросту не могут не отреагировать на военное наступление России на страны Северной Европы.
На уровне оперативного военного потенциала это означает, что задача норвежской обороны — ответить на нападение, создать боевую ситуацию настолько серьезную, что она задействует статью 5 устава НАТО, и продержаться достаточно долго, чтобы вмешались наши главные союзники. Если вывести наших союзников на поле боя нам не удастся, очевидно, что в долгосрочной перспективе размер норвежской обороны большой роли не сыграет.
Так что же насчет мирной активности союзников в непосредственной близости от нас и якобы нежелательных последствий?
Какого бы мнения мы на этот счет ни придерживались, можно констатировать, что с зависимостью Норвегии от союзников этот вопрос не имеет ничего общего — она неизменна. Если мы считаем, что деятельность союзников по соседству от нас желательно как-то ограничить, надо руководствоваться другими причинами.
Действия наших британских и американских союзников на Крайнем Севере никак не связаны с крепнущим беспокойством, что норвежская оборона слишком мала. Это следствие глобальной конфронтации — в первую очередь из-за того, что Россия изменилась и стала более напористой. Это тоже происходит в непосредственной близости от нас: все последнее десятилетие мы наблюдаем, как Россия наращивает военную активность. Иными словами, присутствие наших союзников — это сигнал для русских, что никакого расширения сферы российских интересов за счет постепенного наращивания военной активности на Крайнем Севере НАТО не приемлет. Во всяком случае, не больше, чем в Прибалтике или в других местах.
Поскольку деятельность союзников в принципе никак не связана с развитием норвежских вооруженных сил, наша возможность влиять на них, соответственно, тоже ограничена. Насколько это в принципе возможно, она более всего зависит от того, готовы ли мы уделять приоритетное внимание частям нашей обороны, благодаря которым мы можем выполнять задачи от имени самой НАТО — быть НАТО на севере, как уговорено ранее. Но не факт, что мы будем тем же частям уделять приоритетное внимание с точки зрения военной ситуации — если они решают разные оборонительные задачи.
Произвольное укрепление норвежской обороны путем случайной прибавки новых частей, судя по всему, не приведет ни к чему, кроме удовлетворения крайне ограниченных представлений о национальной обороноспособности. Это отнюдь не уменьшит нашей зависимости от альянса в войне и не даст нам рычагов влияния на союзников, чтобы те мирно снизили свою активность на Крайнем Севере. Поэтому то, какие части вооруженных сил предстоит укреплять, необходимо тщательно взвесить — и подумать, какие амбиции мы хотим воплотить в первую очередь и за счет чего. Решать эти и другие сложные, но давно назревшие вопросы предстоит новой комиссии по обороне.
Сверре Дисен (Sverre Diesen), бывший главнокомандующий Вооруженными Силами Норвегии.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 5 Словоблудие, крайне редкое для профессионального вояки. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 3 bugorok58, Политрук! 
| 0 liova01, Точно- политрабочий! 
| 0 bugorok58, будто там есть что-то новое, своё. 
| 1 bugorok58, Дык, вроде и вояка и словоблуд! Из тамошнего ГлавПУРа. 
| 4 Суть всего - наш номер восемь, когда позовут, тогда и спросим.. 
| 5 А чего норвегам бояться-то? Что заставят на балалайке играть и по-русски говорить? А с чего вдруг? Правильно чказал главнокомандующий, что именно НАТО "провоцирует" активностью и Норвегоя не в силах этому помешать. И если конфликт случится, пострадают простые норвежцы. Есои бы у норвежцев были мозги, они изгнали бы иностранцев и норвежских компрадоров, и это привело бы с снижению напряжённости. А то что НАТО типо сильнее России и они может быть "победют", не убережёт норвежцев от жертв и разрушений. Вон, шведы по Второй мировой, хоть и имели больше всех дуб на Россию, не лезли на рожон, притворялись нейтральными, хоть и симпатизировали Гитлеру, что привело к незначительным проблемам. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Чтоб я так жил, Только Россия может защитить Норвегию от аннексии Швеции! 
| 8 Бедные страны-холопы, которые только и рассчитывают на дядьку из-за океана. Кошмарное зрелище. Душераздирающее зрелище. Еще один Гитлер и Европа под него ляжет. Даже не пытаясь оказать сопротивление. 
| 4 Подставились? Не плачьте теперь! 
| 1 Добрососедские отношения с Россией нам не надо или нам не разрешат страны НАТО, сша, а не добрососедские мы одни не потянем. норвеги. 
| 4 "Наша способность сдерживать военную агрессию России не больше и не меньше нашей способности и способности наших союзников убедить Россию в том, что США никогда не смирятся с российской военной агрессией в Скандинавии и не оставят ее без ответа". Бред. Последний раз военные действия против скандинавской страны Россия вела в 1809 году, чтобы предотвратить участие Швеции в наполеоновском НАТО. С Норвегией Россия не воевала вообще никогда (если не считать набег норвежских пиратов на территорию новгородской республики в 1445 году). Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| -2 Александр, Э... Войны с Финляндией 1939-1940 и 1941-1944 не в счет? 
| 0 srgmkv, А нефиг выпендриваться. Их по хорошему просили поменяться территориями. Кто им виноват, что понадеялись на Алойзыча? 
| 2 Если Швеция аннексирует Норвегию, то она войдёт в НАТО? 
| 3 Странно, что не сослался на норвежский телесериал "Оккупированные" :)))) Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1 srgmkv, Россия там выставлена как мальчик на побегушках у ЕС. Хотя я видел лишь пару серий. 
| 4 Если вспомнить вторую мировую у части норвежских элит было навязчивое желание поучаствовать в дележе северных территорий СССР. Влажные мечты норвегов стать помещиками, переговоры с фашистами об этом России надо помнить. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 2 listo4eq, И лебенсборны там были. Когда арийцы осеменяли норвежек
Показать новые комментарии (0)bugorok58
liova01
bugorok58
jadefalcon
liova01
К.Х.Трекислов
Чтоб я так жил
liova01
GreyCat
ДОК
Внеплан
Александр
srgmkv
liova01
liova01
srgmkv
jadefalcon
listo4eq
liova01
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)