Расследование «выгодной для России» деятельности партии «Шведские демократы», евроскептиков и противников неограниченной иммиграции,  в последнее время занимает большую часть внимания шведских СМИ. Еще до визита президента США Обамы в Стокгольм в начале сентября 2013 года руководитель молодежного отделения «Шведских демократов» Густав Кассельстранд (Gustav Kasselstrand) и его заместитель Уильям Хане (William Hahne) обмолвились, что они «предпочли бы принять в своей столице президента Путина». Оба были исключены из партии, однако и три года спустя пресса напоминает «Шведским демократам» об этом инциденте (Aftonbladet, 29.09).

По совпадению новые неприятности начались у «Шведских демократов» через несколько дней после того, как Стокгольм покинул находившийся там с визитом в конце августа 2016 года вице-президент США Джозеф Байден. На этот раз пресса обнаружила «русский след» в аппарате парламентской фракции «Шведских демократов». Один из его сотрудников, некий Александер Фридбак (Alexander Fridback), по данным газеты Aftonbladet, выступал в СМИ одновременно под псевдонимами Тобиас Лагерфельдт (Tobias Lagerfeldt) и Егор Путилов (Egor Putilov).

Как Лагерфельдт, «студент Стокгольмского университета и волонтер организации Refugees Welcome», он якобы прислал в редакцию Aftonbladet полемическую статью под заголовком «Дайте право голоса всем беженцам и лицам без документов», напечатанную 22 августа. Статья вызвала бурную реакцию в социальных сетях, и одним из комментаторов оказался уже Егор Путилов, предложивший в своем Твиттере «организовать чистки а-ля Сталин». Тот же Егор Путилов, как пишет Aftonbladet, ведет собственный, пользующийся популярностью среди сторонников «Шведских демократов», блог и в качестве внештатного журналиста активно печатается в таких изданиях, как Aftonbladet, Expressen, Sveriges Radio, Arbetaren, Dagens Samhälle, Dagens Media, Svenska Dagbladet (Aftonbladet, 03.09).

Оказавшаяся замешанной в этой истории редакция Aftonbladet провела собственное расследование и выяснила, что «Егора Путилова» связывает с Россией не только фамилия. Как пишет журналистка Лиза Рёстлунд (Lisa Röstlund), в 2014 году «Егор Путилов» приобрел в пригороде Стокгольма виллу за шесть миллионов крон (700 тысяч долларов) у некоего российского предпринимателя. Хотя фамилия предпринимателя газетой не указывается, однако ей известно, что он в России был приговорен к тюремному сроку за распространение наркотиков. Особо газета подчеркивает, что сам неназванный бизнесмен  тремя годами ранее заплатил за ту же недвижимость ровно в два раза больше, а именно 12 миллионов крон. Сам же «Егор Путилов», или Александер Фридбак, расставшись недавно с этим активом, выручил уже 12,2 миллиона крон, — таким образом его прибыль составила 6,2 миллиона крон.

«Егора Путилова подозревают в отмывании денег», пишет об этой сделке Dagens Media (05.10). Ларс Никандер (Lars Nicander), старший эксперт Высшей военной школы, считает, что «этот Фридбак наверняка действует в чьих-то интересах». Министр обороны Петер Хюльтквист (Peter Hultqvist) потребовал, чтобы лидер партии «Шведских демократов» Джимми Окессон (Jimmie Åkesson) «наконец, вмешался» (Aftonbladet, 24.09).

Сам Окессон отрицает какое-либо участие в этой истории, а Путилов / Фридбак в тот же день подал заявление об уходе по собственному желанию, сопроводив его письмом в Aftonbladet с указанием, что «решение принимал он сам, и оно объясняется развязанной против него кампанией ненависти в СМИ», а также что «происхождение из России делает его легкой мишенью и дает возможность обрушиться на „Шведских демократов“, „приклеив“ к ним Путина». «Я не хочу быть орудием, с помощью которого СМИ нанесут ущерб партии, поднимающей столь важные вопросы как для будущего Швеции, так и для моего собственного, как шведского гражданина, гораздо более важные, чем моя собственная карьера» (Aftonbladet, 24.09).

Со своей стороны, ответственный редактор Aftonbladet Лена Меллин (Lena Mellin) отрицает какое-либо давление СМИ, сообщая, однако, много подробностей из жизни героя своего репортажа: 34-летний Путилов / Фридбак — действительно выходец из России, однако в Швецию он прибыл из Индии еще в 2007 году. Сменив несколько должностей в Швеции, он везде «искал информацию о работе государственных служб»; по утверждению коллег, он «приходил с собственным ноутбуком и подолгу задерживался на работе», однако «отдел внутренней безопасности ничего подозрительного не увидел».

В 2012 году он поступил в Управление по иммиграции и в качестве его сотрудника имел дело с полицией, пограничниками и органами социальной опеки. Когда же Aftonbladet запросила его личное дело, то оказалось, что оно «исчезло». «Как это примечательно!», — говорит его бывшая начальница в Управлении по иммиграции восточных областей Лена Люрмарк (Lena Lyrmark). Но более всего встревожил общественность тот факт, что Путилов / Фридбак обращался в Шведскую службу безопасности и заказал там иллюстрированный юбилейный альбом «100 лет Säpo: 1914—2014», однако остается неизвестно, успел ли он эту книгу получить (Aftonbladet, 24.09).

«Дело Егора Путилова» вышло на первые страницы не только Aftonbladet, но и всех без исключения СМИ Швеции.

Со своей стороны, «„Шведские демократы“ перешли в контрнаступление и стараются отмежеваться от России, потому что „Путин — антинационалист“» (Sydsvenskan, 29.09), а также «отказались от своих членов, восхвалявших Путина и русскую пропаганду» (Dagens Nyheter, 29.09). Особенно старается официальный представитель партии по юридическим вопросам Кент Экерут (Kent Ekeroth), потерявший сразу двух своих подчиненных — Путилова / Фридбака и последовавшего за ним после «восхваления Путина в Facebook и заявления о том, что RT — единственный телеканал, говорящий правду» Дика Абрахамссона (Dick Abrahamsson). «У меня критический взгляд и на Россию, и на Путина, — говорит Экерут. — Я им не доверяю, и даже пятачка за них не дам!» (Sydsvenskan, 30.09, Dagens Nyheter, 29.09). К нему присоединяется глава партийной ячейки Гётеборга Йорген Фогельклу (Jörgen Fogelklou): «Если мы против НАТО, это не значит, что мы за Путина; нам не нравятся эти замашки сверхдержавы!» (Göteborgs-Posten, 30.09).

Группа видных «Шведских демократов» написала открытое письмо в газету: «Да нет же, мы совсем не любим Путина!» (Expressen, 30.09). Но это им не слишком помогло, судя по откликам прессы: «„Шведские демократы“: выкладывайте карты на стол!» (Dagens Samhälle, 30.09), «„Шведские Демократы“ — полезные идиоты Путина» (Expressen, 01.10), «Вот как Путин использует „Шведских демократов“ в информационной войне против Европы — Кент Экерут дает интервью Russia Today» (Sydsvenskan, 02.10), «Не случайно „Шведские демократы“ так любят Путина. Дело „Егора Путилова“ — только вершина айсберга» (Aftonbladet, 02.10).

Действительно, газета Aftonbladet не остановилась на «деле Егора Путилова». Редакция нашла «предпринимателя со связями в партии „Шведских демократов“, который получил миллиардный контракт в России». Это основатель и управляющий директор компании Rise Capital Карл Мёрлинг (Carl Meurling). Aftonbladet утверждает, что он пытался влиять на политику «Шведских демократов» в отношении России, предлагая финансировать партийные СМИ, и встречался для этого с тещей Джимми Окессона Маргаретой Сандстедт (Margareta Sandstedt), представляющей «Шведских демократов» в ЕС.

Редакция газеты утверждает, что получила доступ к электронной почте Мёрлинга, как личной, так и рабочей. Кроме того, у предпринимателя были контакты с отколовшимися лидерами молодежной структуры «Шведских демократов» Густавом Кассельстрандом и Уильямом Хане, «настроенными особенно пророссийски». Оба отказались предоставить комментарии для СМИ. Кассельстранд сейчас учится в Хельсинки и одновременно, по данным газеты, работает в крупном российском агрохолдинге (Aftonbladet, 29.09).

«Странное дело, — говорит глава русско-евразийского отдела Института международной политики Швеции Мартин Краг (Martin Kragh). — Глава Rise Capital Джерард Лопес (Gerard Lopez) выделил Консервативной партии Британии 4,4 миллиона крон (512 тысяч долларов) как раз за два месяца до референдума о выходе из ЕС. Еще один вопрос без ответа: Rise Capital не ведет в Швеции никакой хоть немного заметной деятельности. Тогда почему компания зарегистрирована именно здесь? Зато у нее есть соглашения с государственными компаниями в России — а ведь это просто так не делается…»

«Rise Capital в прошлом году получила выгодный заказ от „Газпрома“, — пишет Aftonbladet со ссылкой на российские СМИ, публикующие разоблачения в интернете. — Принадлежит же компания российскому предпринимателю Игорю Снегурову, упоминающемуся в „Панамском досье“».

«Кремль скупает западных бизнесменов», говорит специалист по Восточной Европе Андерс Ослунд (Anders Åslund), советник Бориса Ельцина в 1990-е годы (Aftonbladet, 29.09).

При таких обстоятельствах в большом интервью ведущей газете страны Dagens Nyheter (03.10) лидер «Шведских демократов» Джимми Окессон рассказал только о своих намерениях вступить в коалицию с «Умеренной партией», а на вопрос о «связях с Россией» посетовал, что он «не в курсе» и предложил расспросить главу парламентской фракции. «Лидер „Шведских демократов“ прикидывается дурачком?», — вопрошает обозреватель Svenska Dagbladet (04.10) Клас Лёнегорд (Claes Lönegård). Политический обозреватель Улле Лённеус (Olle Lönnaeus) заключает: «Связь с Россией повредит партии „Шведских демократов“ больше, чем сотни обвинений в расизме» (Sydsvenskan, 28.09).

На этом фоне интервью посла России Виктора Татаринцева Шведскому радио (Sveriges Radio, 01.10) не привлекло большого внимания. «Россия — сверхдержава, которая делает вид, что она жертва», — так расценила газета Dagens Nyheter (03.10) заявление посла о том, что «негативный образ России в шведских СМИ противоречит действительности». «Теперь (российская) фабрика троллей заработает с удвоенной силой», уверен Матс Юханссон (Mats Johansson),эксперт по России газеты Svenska Dagbladet (03.10).

Дания хотела бы видеть своего бывшего министра культуры и юстиции Бриана Миккельсена (Brian Mikkelsen) на посту вице-президента Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Особенно в свете того, что «недавние утечки информации ВАДА с помощью группы Fancy Bears поставили под подозрение многих спортсменов, и, в частности, датских призеров Олимпиады». Свои кандидатуры выставили также представители Франции и Норвегии (Jyllands-Posten, 01.10).

Развитие внутреннего туризма в России не прошло мимо зарубежных журналистов. Представитель Дании съездил в круиз «по самой длинной реке Европы» — Волге на теплоходе «Леонид Красин», обнаружив в обеих столицах «элегантных дам на каблуках, чистые улицы и множество дорогих автомобилей». Зато в пригородах «сплошные серые облупившиеся дома, ухабы на дорогах и заброшенные заводы». Тем не менее, он приглашает всех посетить Россию с туристической группой или самостоятельно, отметив, что «безопасность здесь такая же, как и в Западной Европе…, только написано почти всё русскими буквами…» (Jyllands-Posten, 01.10).

Собственный корреспондент норвежской газеты Aftenposten (05.10) Пер Андерс Юхансен (Per Anders Johansen) предпринял всей семьей «самое длинное в мире путешествие на поезде — по Транссибирской магистрали», отправившись перед этим на рыбалку в Москве с отцом, ветераном норвежской телерадиокомпании NRK Яном Отто Юхансеном (Jahn Otto Johansen). Последний и сейчас выступает в прессе с такими статьями, как «Дело принимает серьезный оборот — медведь проснулся и вылез из берлоги» (Dagsavisen, 02.09.2014). В начале украинского кризиса он предсказывал: «Мы не можем исключать того, что Крым присоединится к России» (Dagsavisen, 25.02.2014), а затем отмечал, что «На Украине все вышло не так, как все хотели» (Dagsavisen, 14.05.2014).

Норвежское региональное издание Independent Barents Observer начинает выходить на русском языке, как и обещали его журналисты, со скандалом (Independent Barents Observer, 28.10.2015) покинувшие год назад своего работодателя — международный Совет Баренцева моря. В настоящее время публикуются переводы материалов, размещенных на основном англоязычном сайте, в течение тех же суток.

В Норвегии северная область Финнмарк (Finnmark) активно возражает против укрупнения регионов страны «из-за территориальной близости к России». «Нам нужен собственный губернатор, и работать он должен в городе Вадшё (Vadsø), недалеко от границы. Иначе как же мы будем изучать наших соседей…» (NRK, 05.10).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.