Баланс ресурсов в Центральной Азии далек от благополучного. Регион разделен на богатые водой государства, расположенные выше по течению рек, и страдающие от нехватки воды страны ниже по течению. Это разделение ведет к конфликтам и разборкам в духе «зуб за зуб», где вода служит рычагом давления.
На фото: мальчик-пастух смотрит на стадо коров рядом с озером Иссык-Куль.
Киргизские парламентарии, например, стали тешить себя мыслью о сокращении водного потока в засушливый Узбекистан, государство с самым большим населением в регионе и регулярной армией, после того, как в апреле Узбекистан прекратил поставки газа в киргизский город Ош. Президент Узбекистана Ислам Каримов предупредил, что подобное решение способно привести к полномасштабной войне.
На фото: расположенные поблизости дамбы затруднили поиск чистой питьевой воды в Бактенском районе Киргизии.
Проблемы с водой в регионе – не только результат природного дефицита, частично их причиной стала человеческая деятельность. Большую роль играет постепенное разрушение советской инфраструктуры. Например, Киргизия теряет треть своего водного запаса через дыры в ветхих ирригационных сетях.
На фото: 69-летний Алмаз Курамбаев живет с женой более чем в 100 милях от ближайшего города в Ошской области Киргизии. В поисках питьевой воды Алмаз отправляется в горы на осле.
Чтобы не дать умереть своему урожаю, отчаявшиеся жители киргизских деревень устанавливают самодельные дамбы, отводящие местные реки – временная мера, ведущая к засухе в населенных пунктах ниже по течению.
На фото: ирригационный канал советской эпохи в Таласской области в Киргизии.
В областях, подобных Баткенскому району на границе Таджикистана и Киргизии, жестокие столкновения между киргизскими и таджикскими поселенцами стали обычным явлением.
На фото: всадник в сильный снегопад в Ошской области.
Центральноазиатские конфликты на почве воды часто воспринимаются как разборки, имеющие малое значение для остального мира. Но по мере понижения уровня воды в регионе в конфликт будет вовлекаться все больше и больше людей. Точка невозврата в этой социально-экологической катастрофе становится все ближе.
На фото: участники игры улак-тартыш, в которую играют по праздникам, на выезде из своих деревень. Улак-тартыш – традиционная киргизская игра, в которую играют тушей козла верхом на лошади.
Люди моют машину у реки Нарын, втекающей в Токтогульское водохранилище. Это русло было некогда полно воды.
Молодой человек в шлеме танкиста после игры улак-тартыш.
Озеро талого снега в Ошской области в Киргизии.
Игроки в улак-тартыш на выезде из своих деревень.
68-летний дворник Абай около смотровой площадки, с которой открывается вид на Камбаратинскую ГЭС-1.
С крахом Советского Союза ирригационная система Киргизии стала приходить в упадок.
Папанское водохранилище, построенное в 1985 году, предназначается для орошения сельскохозяйственных земель на юге Киргизии и востоке Узбекистана.
Военные охраняют вход на Камбаратинскую дамбу на реке Нарын. Гидроэлектростанция на дамбе, в строительство которой Россия вложила два миллиарда долларов, будет иметь мощность около 1900 мВт.
Разрушенный желоб ирригационного канала.
Все комментарии
Показать новые комментарии (0)
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)