ИноСМИ - Все, что достойно перевода

Как иностранные СМИ изображают Россию.
Мы переводим. Вы делаете выбор

Фото

Логотип Medievalists.netMedievalists.net, Канада

Memento mori: смерть в искусстве Средневековья

32364

Эпидемия Черной смерти унесла жизни почти трети жителей Европы, и в последовавшие за ней годы искусство старалось смотреть смерти в лицо вместо того, чтобы пытаться от нее скрыться. Изображения и скульптуры призывали живых «помнить о смерти»: помнить о том, что она всегда ждет и не обойдет никого. Ко Дню всех святых – образы смерти в искусстве Позднего Средневековья.

Надгробие транзи Джона Фицалана, графа АрунделаЙейтс Томпсон «Адские муки»Смерть в искусстве СредневековьяСмерть в искусстве Средневековья: человек на смертном одреСмерть в искусстве СредневековьяСмерть в искусстве Средневековья: Danse MacabreСмерть в искусстве Средневековья: Danse MacabreМихаэль Вольгемут «Танец смерти»Смерть в искусстве СредневековьяСмерть в искусстве Средневековья
Йейтс Томпсон «Адские муки»
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья: человек на смертном одре
© British Library
Смерть в искусстве Средневековья
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья: Danse Macabre
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья: Danse Macabre
© public domain,
Михаэль Вольгемут «Танец смерти»
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья
© Stadtbibliothek Augsburg
Смерть в искусстве Средневековья
© public domain,
Рассматривая альбомы по средневековому искусству или бродя по собору, полному гробниц и памятников, замечаешь множество пугающих образов, многие из которых появились еще в XIV веке. Неудивительно, что в годы, последовавшие за эпидемией Черной смерти, унесшей жизни почти трети жителей Европы, искусство решило посмотреть смерти в лицо вместо того, чтобы пытаться от нее скрыться. Изображения и скульптуры призывали живых «помнить о смерти» (memento mori): помнить о том, что она всегда ждет и не обойдет никого.

1. Трупы

Творческих людей вдохновляла тема мертвецов – это довольно очевидно, но все равно впечатляет. Часто встречаются изображения не только скелетов, но и трупов разной степени разложения, иногда подчеркнуто неприятные, яркий пример последнего – надгробия транзи. Вместо приукрашенного изображения умершего (или вместе с ним) надгробия транзи представляют разлагающийся труп. Хороший пример такого надгробия принадлежит Джону Фицалану, графу Арундела, и находится в часовне замка Арундел.
2. Лягушки, жабы, черви и змеи

К изображениям трупов средневековые люди добавляли изображения созданий, которые на трупах пируют – так им казалось, во всяком случае. Возможно, они считали, что простое изображение безжизненного тела недостаточно убедительно и не заставит человека задуматься о конечности своей жизни. Художник, особенно старавшийся напугать зрителей, добавлял жаб, лягушек, червей и змей. Хотя обычно эти создания и не питаются трупами (за исключением червей), в то время их ассоциировали со злом (вспомните сад Эдема) и смертью. Пирующих созданий можно увидеть на этом изображении Франсуа I де ла Серр из Британской библиотеки.
3. Кто не хочет умирать

Хотя средневековых людей и призывали размышлять о смерти, едва ли они действительно ждали ее с радостью. На изображениях в жанре Memento mori нередко можно увидеть, как смерть или один из ее слуг настигает упрямую жертву. Обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами.

обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами
На этом изображении из Британской библиотеки смерть прокалывает объятого ужасом человека. Его можно понять.
4. Демоны и смертный одр

Memento mori и связанные с этой темой образы создавались для того, чтобы люди задумались о смерти в христианском понимании спасения, и поэтому средневековые изображения смерти наполнены демонами, особенно много их в сценах со смертным одром. Здесь, к примеру, изображены демоны, искушающие грешника в его последние земные мгновения и уводящие из-под опеки ангелов. Считалось, что демоны всегда наготове, чтобы утащить грешников в ад.
5. Танцующие скелеты

Запоминающийся образ смерти и умирания, бывший популярным в эпоху Позднего Средневековья, – Danse Macabre, или «Танец смерти». На этих картинах смерть веселится и с радостью вовлекает людей в пляс. Зачастую, как на этой фреске, Danse Macabre изображает множество танцующих скелетов.
Иногда скелеты даже сами играют на музыкальных инструментах.
Хотя смертные и не ждут смерть с нетерпением, скелеты в искусстве Позднего Средневековья отлично проводят время, когда танцуют Танец Смерти.
В первую очередь образы смерти были нужны для того, чтобы заставить грешный народ задуматься о вечности и раскаянии, но средневековых художников определенно радовала возможность рисовать, как смерть одинаково приходит за королями, духовенством и простонародьем – этот урок им преподала чума, Черная смерть.
И День всех святых, и Memento mori заставляют задуматься о жизни и смерти королей и простолюдинов. Но угощения, увы, можно получить только на втором.
32364

Memento mori: смерть в искусстве Средневековья

Рассматривая альбомы по средневековому искусству или бродя по собору, полному гробниц и памятников, замечаешь множество пугающих образов, многие из которых появились еще в XIV веке. Неудивительно, что в годы, последовавшие за эпидемией Черной смерти, унесшей жизни почти трети жителей Европы, искусство решило посмотреть смерти в лицо вместо того, чтобы пытаться от нее скрыться. Изображения и скульптуры призывали живых «помнить о смерти» (memento mori): помнить о том, что она всегда ждет и не обойдет никого.

1. Трупы

Творческих людей вдохновляла тема мертвецов – это довольно очевидно, но все равно впечатляет. Часто встречаются изображения не только скелетов, но и трупов разной степени разложения, иногда подчеркнуто неприятные, яркий пример последнего – надгробия транзи. Вместо приукрашенного изображения умершего (или вместе с ним) надгробия транзи представляют разлагающийся труп. Хороший пример такого надгробия принадлежит Джону Фицалану, графу Арундела, и находится в часовне замка Арундел.
2. Лягушки, жабы, черви и змеи

К изображениям трупов средневековые люди добавляли изображения созданий, которые на трупах пируют – так им казалось, во всяком случае. Возможно, они считали, что простое изображение безжизненного тела недостаточно убедительно и не заставит человека задуматься о конечности своей жизни. Художник, особенно старавшийся напугать зрителей, добавлял жаб, лягушек, червей и змей. Хотя обычно эти создания и не питаются трупами (за исключением червей), в то время их ассоциировали со злом (вспомните сад Эдема) и смертью. Пирующих созданий можно увидеть на этом изображении Франсуа I де ла Серр из Британской библиотеки.
3. Кто не хочет умирать

Хотя средневековых людей и призывали размышлять о смерти, едва ли они действительно ждали ее с радостью. На изображениях в жанре Memento mori нередко можно увидеть, как смерть или один из ее слуг настигает упрямую жертву. Обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами.

обычно мы понимаем, что человек не хочет умирать, по его позе или жестам, но иногда изображения дополняли словами
На этом изображении из Британской библиотеки смерть прокалывает объятого ужасом человека. Его можно понять.
4. Демоны и смертный одр

Memento mori и связанные с этой темой образы создавались для того, чтобы люди задумались о смерти в христианском понимании спасения, и поэтому средневековые изображения смерти наполнены демонами, особенно много их в сценах со смертным одром. Здесь, к примеру, изображены демоны, искушающие грешника в его последние земные мгновения и уводящие из-под опеки ангелов. Считалось, что демоны всегда наготове, чтобы утащить грешников в ад.
5. Танцующие скелеты

Запоминающийся образ смерти и умирания, бывший популярным в эпоху Позднего Средневековья, – Danse Macabre, или «Танец смерти». На этих картинах смерть веселится и с радостью вовлекает людей в пляс. Зачастую, как на этой фреске, Danse Macabre изображает множество танцующих скелетов.
Иногда скелеты даже сами играют на музыкальных инструментах.
Хотя смертные и не ждут смерть с нетерпением, скелеты в искусстве Позднего Средневековья отлично проводят время, когда танцуют Танец Смерти.
В первую очередь образы смерти были нужны для того, чтобы заставить грешный народ задуматься о вечности и раскаянии, но средневековых художников определенно радовала возможность рисовать, как смерть одинаково приходит за королями, духовенством и простонародьем – этот урок им преподала чума, Черная смерть.
И День всех святых, и Memento mori заставляют задуматься о жизни и смерти королей и простолюдинов. Но угощения, увы, можно получить только на втором.
Надгробие транзи Джона Фицалана, графа АрунделаЙейтс Томпсон «Адские муки»Смерть в искусстве СредневековьяСмерть в искусстве Средневековья: человек на смертном одреСмерть в искусстве СредневековьяСмерть в искусстве Средневековья: Danse MacabreСмерть в искусстве Средневековья: Danse MacabreМихаэль Вольгемут «Танец смерти»Смерть в искусстве СредневековьяСмерть в искусстве Средневековья
Надгробие транзи Джона Фицалана, графа Арундела
© flickr.com, Bob Franklin
Йейтс Томпсон «Адские муки»
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья: человек на смертном одре
© British Library
Смерть в искусстве Средневековья
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья: Danse Macabre
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья: Danse Macabre
© public domain,
Михаэль Вольгемут «Танец смерти»
© public domain,
Смерть в искусстве Средневековья
© Stadtbibliothek Augsburg
Смерть в искусстве Средневековья
© public domain,
test
Всего комментариев:Комментариев:3
Правила комментированияОбсуждение
  • Комментарий

Все комментарии

  • Cromanjonez
    В баню надо было ходить почаще, как это делали в России. Хотя.. откуда у средневековых европейцев понятие о личной гигиене))
  • редкостная .....
    нарушать права мертвых - довольно глупо
  • natalit1
    Столетия после путешествия Колумба городские канавы Европы все еще служили общественным туалетом, внутренности убитых животных и остатки туш выбрасывались гнить на улицах. Особой проблемой в Лондоне были т.н. "дыры для бедных" - "большие, глубокие, открытые ямы, куда складывались трупы умерших бедняков, в ряд, слой на слой. Только когда яма наполнялась до краев, ее засыпали землей." Один современник писал: "Как противна вонь, которая идет от этих ям, забитых трупами, особенно в зной и после дождя." Немногим лучше был запах исходящий от живых европейцев, большинство из которых рождались и умирали ни разу не вымывшись. Почти каждый из них имел на себе следы оспы и других деформирующих заболеваний, которые оставляли свои жертвы полуслепыми, покрытыми оспинами, струпьями, гниющими хроническими язвами, хромыми и т.д. Средняя продолжительность жизни не достигала 30 лет. Половина детей умирала не дожив до 10.
    kv-journal.info/content/ad-pod-nazvaniem-evropa ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗДЕСЬ
Показать новые комментарии (0)