Политическая нестабильность, порожденная решением Британии покинуть Европейский Союз, поставила перед НАТО срочную задачу: продемонстрировать российскому лидеру Владимиру Путину, что Европа по-прежнему сильна, едина и неуязвима для его интриг.

В последние месяцы Путин пытается использовать политические и социальные разногласия в Европе ради собственной выгоды, прибегая к шпионажу и провоцируя волнения (в частности в Германии). Путин, оккупировавший одну пятую Грузии, захвативший Крым и вторгнувшийся на Восточную Украину, в ответ на санкции угрожает прочим европейским соседям России и рассылает свои корабли и самолеты по всему миру, чтобы прощупывать и провоцировать силы НАТО. Тем временем, российские хакеры, предположительно, наносят удары не только по сайтам, но и по украинской энергосети, эстонской финансовой системе и германскому сталелитейному заводу.

28 странам-членам НАТО, представители которых должны встретиться на этой неделе в Варшаве, следует реально смотреть на действия России, воспринимать их как нарастающую угрозу интересам и ценностям Североатлантического союза и вырабатывать долгосрочную стратегию по противостоянию подобному поведению.


Для начала альянсу следует усилить и расширить направляемую в Прибалтику группировку из четырех батальонов. Она должна стать более внушительным средством сдерживания. НАТО также необходимо проводить больше совместных учений в Европе, особенно на Балтийском море, и активнее привлекать к ним Германию. Кроме этого, следует укреплять возможности по координации разведывательных ресурсов стран-членов. В частности, это нужно, чтобы отслеживать внезапные учения, которые проводит Россия.

В то же время странам НАТО следует использовать любую возможность для диалога с Россией, пытаться развеивать характерную для путинского взгляда на мир паранойю и быть готовыми предотвратить любую непреднамеренную военную конфронтацию.

Однако в первую очередь альянсу нужно увеличить военные расходы. С 1990 года количество членов НАТО почти удвоилось, однако совокупные военные расходы сократились за этот период на четверть. При этом доля США в них возросла и продолжает увеличиваться. Хотя в прошлом году оборонный бюджет НАТО немного вырос, лишь пять из членов альянса преодолели запланированную планку и направляют на оборонные цели более 2% валового внутреннего продукта.

Именно это ограничивает возможности НАТО проводить в жизнь новые планы — такие, как поддержка борьбы против «Исламского государства» (организация, запрещенная в РФ — прим. пер.) или расширение патрулей, противодействующих торговле людьми и незаконной миграции в Средиземноморье.

Более того, порог в 2% — важный политический символ. Между членами НАТО, безусловно, всегда будут определенные разногласия по вопросам о стратегии и приоритетах — так уж устроена демократия. Однако в долгосрочной перспективе альянс должен демонстрировать Путину и миру, что все члены НАТО сохраняют верность и преданность организации.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.