В конце минувшей недели в Брюсселе состоялся саммит Восточного партнерства Европейского Союза, в заключительной декларации которого шести государствам бывшего СССР — Украине, Грузии, Молдавии, Армении, Азербайджану и Белоруссии — предложена возможность сближения с ЕС в зависимости от успехов реформ, а заодно подчеркивается, что в обозримом будущем у этих стран нет шансов присоединиться к альянсу.


По первоначальному замыслу Восточное партнерство должно было стать инструментом, при помощи которого будет создаваться зона стабильности у восточных границ ЕС, а упомянутые страны будут экономически и политически приближаться к объединенной Европе, ее стандартам. Неофициально не скрывалось, что партнерство предусматривается использовать, чтобы до минимума уменьшить влияние России в этих постсоветских странах, включив их в сферу влияния Запада. Главной приманкой должна была служить перспектива присоединения к ЕС. В свою очередь, приблизить эту цель, можно было или шаг за шагом в течение многих лет, если не десятилетий, или при поддержке радикальных изменений в геополитическом курсе государств региона. Так как первый путь долгий и не гарантирует успехов, предпочтение, где это было возможно, отдавалось второму варианту, в том числе и потому, что охваченному экономическими и политическими проблемами ЕС требовалось наглядное подтверждение того, что объединенная Европа и ее ценности, несмотря на все трудности, сохраняют привлекательность.


В результате странам — участницам Восточного партнерства предлагалось сделать однозначный политический выбор между Россией и ЕС. При этом не верится, что в коридорах власти ЕС не понимали, что резкий выбор в пользу Брюсселя приведет к экономическим проблемам в предпринявших такой шаг государствах.


Тезис о том, что прикрепление геополитических флажков на карте региона не повлияет на особые отношения части стран — участниц Восточного партнерства с Москвой, изначально в лучшем случае звучал наивно.


Другой серьезной проблемой оказалось то, что изменение курса не является синонимом перемен в мышлении элиты и политической культуре, что делает финансирование части государств партнерства довольно бессмысленным и неприятным для европейских избирателей занятием.


Закономерно, что исход тоже сомнителен, потому что два сделавших проевропейский выбор государства — Молдавия и Украина — сейчас находятся в экономической и политической яме, выход из которой может продлиться много лет и то с рядом оговорок. В такой ситуации у объединенной Европы просто нет другого выхода, как вместо революции предложить эволюцию, даже если это означает, что надежды стран бывшего СССР на членство в ЕС придется отложить на очень дальнюю полку, а может быть, и перечеркнуть эти надежды.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.