МОСКВА — Kværner примет участив в строительстве важного для России, но весьма противоречивого нового газопровода через Балтийское море.
Отношения между Россией и Западом на самой низкой в истории отметке, норвежско-российские отношения сотрясает дело о шпионаже. И на фоне этого Kværner заключает в России контракт — самый крупный за многие годы.
Отныне норвежская компания будет принимать участие в строительстве «Северного потока — 2», гигантского, но очень противоречивого путинского энергетического проекта, которые обеспечит поставки российского газа в Германию.
Российская дочерняя компания Kværner накануне рождества заключила с «Северным потоком — 2» контракт на сумму более чем в 600 миллионов крон.
«Мы начнем работу довольно скоро», — говорит начальник отдела Kværner по связям с общественностью Турбьёрн Андерсен (Torbjørn Andersen) в беседе с Aftenposten.
Помогает Путину доставить российский газ в Европу
Kværner, принадлежащая холдингу Aker Kværner Holding, крупнейшим акционером которого является Хелль Инге Рёкке (Kjell Inge Røkke) будет строить для «Северного потока — 2» наземные сооружения в районе Выборга недалеко от Санкт-Петербурга.
Поскольку 30% Aker Kværner Holdning принадлежат Министерству экономики и рыболовства, норвежское государство в качестве владельца косвенно также принимает участие в проекте.
Контракт заключен между Kværner LLC и «Северным потоком — 2», как компания зарегистрированным в Швейцарии. Kværner будет отвечать за инфраструктуру, закупку и установку трубопроводов и арматуры, а также за строительство фундамента и самих наземных сооружений «Северного потока — 2».
Это самый крупный контракт Kværner в России за многие годы, благодаря ему в России будет создано 300 рабочих мест.
Контракт был заключен в то время, как отношения между Россией и Норвегией сейчас подвергаются серьезному испытанию в связи с арестом в Москве норвежца Фруде Берга, обвиняемого в шпионаже.
ФАКТЫ: «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК — 2»
Новый газопровод длиной в 1200 км из Усть-Луги под Санкт-Петербургом в Грейфсвальд в Германии через Балтийское море обеспечит экспорт российского газа от Газпрома в Европу.
Примерно половину стоимости в 90 миллиардов крон берут на себя европейские партнеры Газрома, такие, как Shell, ENGIE, OMV, Uniper и Wintershall.
Мощность будущего газопровода — 55 миллиардов кубометров газа в год.
Проект поддерживают Германия, Австрия, Франция, Великобритания и Нидерланды, в то время как Еврокомиссия, Польша, прибалтийские страны, Швеция и Дания пытаются его остановить.
Если проект осуществится по плану, в 2019 году, Россия благодаря уже действующему «Северному потоку –1» и новому «Северному потоку — 2» сможет поставлять 110 миллиардов кубометров газа в год.
Большой и спорный проект
Проект «Северный поток–2» означает, что Россия сможет поставлять 55 миллиардов кубометров газа, делая это в обход Украины.
«В иной политической ситуации это не привлекало бы к себе столько внимания, но после аннексии Россией Крыма и войны на Украине вопрос о газопроводе стал весьма спорным», — говорит Годзимирский.
Он указывает на то, что доходы от нефти, поставляемой в Европу, являются одной из причин, благодаря которым Россия может быть страной, активно выступающей на международной арене.
«Не будь этого Россия, возможно, была бы вынуждена проводить немного менее агрессивную международную политику».
«То, что Kværner хочет зарабатывать деньги, совершенно естественно. У компании есть необходимый опыт, и она будет заниматься бизнесом, а не политикой», — говорит исследователь из NUPI.
Поэтому это такой болезненный вопрос для Европы
Борьба за европейский рынок энергоносителей вступил в весьма драматичную и решающую стадию.
1. В политическом плане Норвегию считают более надежным поставщиков, чем Россию, но Норвегия не располагает мощностями для увеличения производства, достаточного, чтобы удовлетворить потребности Европы. Норвегия, в свою очередь, начала поставлять газ, например, в Литву и на Украину, ранее на этом рынке преобладал Газпром. Благодаря датско-польскому газопроводу «Балтийская труба»(Baltic Pipe) норвежский газ может доставляться на самый восток Украины.
2. Россия, со своей стороны, имеет гораздо большие запасы газа и может поставлять его по более низкой цене. Строительство «Северного потока–2» имеет большое значение для России, что неоднократно подчеркивал Путин.
3. Польша, прибалтийские страны, Швеция и Дания пытаются остановить строительство газопровода. Они ссылаются на аннексию Россией Крыма, многочисленные выпады Кремля в адрес ЕС и Запада и считают, что «Северный поток–2» сделает ЕС гораздо более уязвимым перед политикой Путина.
«Понятно, что стратегия России направлена на ослабление ЕС. У нас нет никаких иллюзий», — заявил президент ЕС Дональд Туск.
4. На европейский рынок пытаются, со своей стороны, попасть и американцы. Кроме того, Вашингтон считает, что «Северный поток — 2» ослабит энергетическую безопасность ЕС. Новые американские санкции, которые начнут действовать после Нового года, могут затруднить реализацию проекта «Северный поток — 2» еще больше.
5. Германия, Австрия, Франция и Нидерланды, а также многие европейские компании поддерживают «Северный поток — 2», потому что считают, что он будет способствовать росту конкуренции и удешевлению газа.
«Вопрос о поставках энергии в Европу касается Европы, а не США. Политические санкции не следует привязывать к экономическим интересам», — подчеркнули министры иностранных дел Германии и Австрии в общем заявлении, сделанном этим летом.
За дискуссией скрывается еще один фактор, говорящий о неуверенности: рынок энергоносителей во всей Европе может измениться самым драматичным образом вследствие того, что Европа делает большую ставку на переход к возобновляемым и более экологичным источникам энергии.
Стоимость «Северного поток — 2» — примерно 9,6 миллиардов евро.
«Планируемый новый газопровод «Северный поток — 2» через Балтийское море обеспечит надежные, приемлемые и устойчивые поставки газа на европейский рынок», пишет Kværner в сообщении для прессы.
Зять Путина, многие другие олигархи и многие иностранные компании также получили крупные контракты. После заключения ряда контрактов 21 декабря в проекте теперь принимают участие компании более чем из 20 стран.