Прямые расходы России на содержание Крыма составляют по меньшей мере в 128,7 миллиарда рублей в год (около 2,3 миллиарда долларов). При этом оценки аналитиков по поводу косвенных потерь варьируются от 10 миллиарда долларов до 50 миллиарда долларов в год.
В ближайшие годы размер прямой финансовой помощи Москвы полуострову будет только расти. Крым станет одной из самых дотационных территорий, а потенциала для заработка денег своими силами у него нет.
Прямые расходы
Крым ежегодно получает безвозмездные поступления — дотации, субсидии и субвенции из федерального бюджета России. Республика Крым в 2015-2017 годах, согласно данным регионального Минфина и портала «Открытый бюджет республики Крым», фактически потратила из этих поступлений 254,5 миллиарда рублей. Севастополь — 43 миллиарда. Весь полуостров, таким образом, израсходовал за три года 297,5 миллиарда. В 2014 году, после присоединения Крыма к России, Москва выделяла 10,7 миллиарда и 2,4 миллиарда республике Крым и Севастополю соответственно — в виде дотаций на «поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов».
Общие прямые переводы из России в Крым, таким образом, составили 310,6 миллиардов рублей. Отметим, что финансовая помощь Москвы в составе доходной части бюджетов республики Крым и Севастополя составляет более 60-70%. К 2020 году этот показатель вырастет до 79% в республике и до 65% в Севастополе.
Помимо бюджетов регионов Крыма, существует еще федеральная программа «Социально-экономическое развитие республики Крым и города Севастополя». За счет средств программы финансируются проекты в рамках бюджетов республики Крым и Севастополя, но по некоторым проектам программы деньги расходуются через структуры, не связанные с властями полуострова. Например, строительство моста через Керченский пролив ведется по ФЦП, однако компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, которая строит этот объект, получает деньги не от крымских властей, а от структуры Росавтодора в Краснодарском крае (Упрдор «Тамань»). Вероятно, есть и другие проекты, расходы по которым проходят мимо крымской казны.
Отметим, 482,7 миллиарда рублей за 45 месяцев (с апреля 2014 по декабрь 2017 года) — это 10,7 миллиарда в месяц, или 128,7 миллиарда в год. Результат данных расчетов сопоставим с оценкой бывшего министра финансов России и бывшего первого зампреда Центробанка Сергея Алексашенко: Крым обходится России в 150 — 200 миллиарда рублей ежегодно, заявлял он весной 2017 года. Похожую оценку (200 миллиарда рублей в год) в конце 2015 года давал бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Учитывая, что объем поддержки регионов из федерального бюджета РФ составлял в 2017 году 612,8 миллиарда рублей, получается, что Крым съедал как минимум каждый пятый рубль (или 21%) из этой сумму.
В дополнение к этому Россия несет значительные дополнительные прямые расходы на содержание Крыма, которые спрятаны в закрытых статьях бюджета. Например, республика Крым в своем бюджете на 2018-2020 годы заложила лишь 0,4% на расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, фактически полностью переложив их на плечи Москвы. Между тем, траты федерального бюджета РФ на эти цели весьма высоки: 29% расходов в 2018-2020 годах.
Косвенные потери
Помимо непосредственных расходов на содержание Крыма, многие эксперты указывают на косвенные потери России. Алексей Кудрин весной 2015 года прогнозировал, что в ближайшие 3-4 года размер таких опосредованных потерь для России составит 150 — 200 миллиарда долларов (8,3 — 11,1 триллиона рублей по нынешнему курсу). «Косвенные потери, такие как бегство капитала…» — пояснял он без дополнительных примеров. Президент Американского совета по внешней политике Илан Берман считает, что потери составляют 10 миллиардов долларов в год. Однако авторы не объяснили, каким методом подсчитывались указанные цифры.
Многие специалисты делали оценки потерь России от санкций США и Евросоюза. Так, специальный докладчик Совета ООН по правам человека Идрис Джейзари, который занимается вопросами негативного влияния односторонних принудительных мер, в апреле 2017 года оценивал потери России в 52 — 55 миллиардов долларов за три года.
Однако, не все санкции связаны исключительно с присоединением Крыма к России. В частности, существует мнение, что война санкций началась до событий в Крыму. «Еще не был решен вопрос, что случится с [бывшим президентом Виктором] Януковичем на Украине, — там майдан стоял, — а уже были определенные санкции в отношении Олимпиады в Сочи», — заявлял в конце 2017 года глава Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
Если считать санкции и экономические последствия в России вытекающими из событий в Крыму 2014 года, то некоторым наблюдателям цена присоединения полуострова представляется несоразмерно большой. Глава движения «Союз правых сил» Леонид Гозман говорил в конце 2017 года: «…[Становится] все больше и больше людей, которые понимают, что мы уж очень дорого за это платим, что цена совершенно чудовищная».
В ближайшие годы стоимость содержания Крыма для России будет только расти. Согласно данным Минфина республики Крым, с 2017 по 2020 год ежегодный размер безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырастет со 107 миллиардов до 150,3 миллиарда рублей. В Севастополе размер помощи Москвы вырастет за этот период с 18,5 миллиарда до 26,4 миллиарда в год. По-видимому, российскому бюджету придется и дальше изыскивать средства на финансирование полуострова. Внутренних источников для покрытия потребностей у Крыма практически нет.