Российская компания «Волга-Днепр» сообщила, что она не будет больше предоставлять свои транспортные самолеты Ан-124 «Руслан» для нужд министерств обороны стран-членов НАТО и ЕС. Мощными российскими машинами, принадлежащими частным перевозчикам из России и Украины, пользовался международный консорциум, в который входило 14 стран (в том числе Польша). Считалось, что такая схема при обеспечении транспорта для стратегических перевозок будет работать непродолжительное время, пока в воздушных силах европейских членов Альянса не появятся свои современные транспортные самолеты, однако, программа «Временное решение для стратегических авиаперевозок» существует уже больше десяти лет.


Временные решения в НАТО оказываются порой долговременными. Так было, например, со зданиями, в которые в 1960-х годах переехала из Парижа штаб-квартира НАТО. Предполагалось, что ими будут пользоваться всего несколько лет, пока не построят новые, однако, открытие современного комплекса штаб-квартиры состоялось лишь в 2017 году.


Похожая история произошла с программой, известной под аббревиатурой SALIS («Временное решение для стратегических авиаперевозок»). Она была запущена в 2006 году и предполагала сотрудничество с российской и украинской компаниями. В рамках договора, заключенного с дочерней компанией группы «Волга-Днепр» «Ruslan SALIS GmbH», несколько членов НАТО, в том числе Франция, Великобритания, Германия и Польша, а также партнеры Альянса (Швеция и Финляндия) арендовали шесть тяжелых самолетов Ан-124 «Руслан». Изначально планировалось, что договор будет действовать три года, но потом его продлили. Название программы, правда, намекало, что это решение будет временным, но переходный период затянулся. В последнее время договор продлевали ежегодно. Вторым оператором выступает дочерняя компания украинского ГП «Антонов» — «Antonow SALIS GmbH». С россиянами и украинцами подписаны отдельные договоры.


Базовым аэропортом программы «Временное решение для стратегических авиаперевозок» стал немецкий Лейпциг/Галле, где обычно находилось два самолета. Это решение оказалось очень удобным в период, когда Альянс проводил масштабную операцию в Афганистане. Кроме того, грузовые самолеты возили технику на миссии в Африку и гуманитарную помощь жертвам землетрясения, произошедшего в 2007 году в Пакистане.


Согласно предварительным договоренностям, в 2017 — 2019 годах российский перевозчик должен был обеспечить 60% перевозок, однако, «Волга-Днепр» решила прекратить сотрудничество с НАТО в конце этого года. Участники программы «Временное решение для стратегических авиаперевозок» смогут продолжать пользоваться транспортными самолетами украинской компании, но та располагает всего семью «Русланами».


Успокаивает то, что сейчас НАТО и ЕС не ведут крупных военных операций за границей. Кроме того, некоторые страны уже обзавелись собственными транспортными самолетами C-17 «Глоубмастер» III (Globemaster) и A-400M «Атлас» (Atlas) (хотя с последними возникают некоторые проблемы). Для перевозки людей и техники можно использовать также многоцелевые заправщики А330 МРТТ. К проекту создания совместного парка летающих заправщиков, запущенному в 2016 году Люксембургом и Голландией, уже присоединились пять стран-членов НАТО, которые собираются купить восемь новых машин. Ожидается, что они поступят на службу в 2020-2024 годах. Если в этом проекте решат принять участие другие государства, самолетов будет больше. Те же А330 МРТТ уже есть или появятся у Франции (в планах — 15 машин), Великобритании (лизинг 14) и Испании (3).


Заявление компании «Волга-Днепр» об уходе с рынка военной логистики, возможно, станет импульсом для развития программы «Усиление потенциала стратегических перевозок» (SAC). Около десяти лет назад десять членов НАТО, в том числе США, Польша, Голландия и Норвегия, а также Швеция и Финляндия решили создать в ее рамках совместную группу стратегического транспорта. Транспортное авиакрыло, занимающееся перевозкой тяжеловесных грузов, базируется на авиабазе Папа в Венгрии. Несмотря на свое громкое название, оно располагает всего тремя самолетами C-17, тогда как в транспортные эскадры американских ВВС входит по восемь — девять машин. Вопрос, как будет развиваться натовская программа, остается открытым, поскольку после окончания миссии «Международных сил содействия безопасности» в Афганистане некоторые участники инициативы решили, что развитие стратегического транспорта не входит в число их приоритетов. Кроме того, мощные транспортные самолеты — это большие расходы, связанные как с покупкой, так и с дальнейшим обслуживанием.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.