Князь киевский Владимир принял христианство в 988 году. Несмотря на поздний приход христианства на территорию России, церковь всегда была органически связана с русскими правителями на протяжении различных исторических периодов, участвуя в феодальной системе управления внутри страны или оказывая идеологическую поддержку и оправдывая конфликты с врагами, придерживающимися иных взглядов, будь то католические или исламские страны.


Церковь при коммунистическом режиме в России


Сложившаяся связь между церковью и политикой станет главной движущей силой (в дополнение к враждебности, которую как известно, проявляли коммунисты по отношению к религии) агрессивных действий большевиков против церкви в начале 1917 года, когда шёл процесс национализации всего церковного имущества и разрушались некоторые храмы. Самыми известными событиями в этой сфере стали взрыв Храма Христа Спасителя по приказу Сталина в 1931 году и отмена патриаршества после убийства патриарха Тихона в 1925 году.


Однако 4 сентября 1943 года произошло радикальное изменение в отношениях между коммунистами и Русской православной церковью. В этот день Сталин встретился с ее главными священнослужителями и восстановил институт патриаршества: патриархом Русской православной церкви стал епископ Сергий. Сталин считал, что для победы необходима сила оружия и непоколебимость, которая достигается благодаря вере, особенно во время войны.


Тем не менее Церковь будет продолжать занимать скромное место в жизни страны на фоне советского железного занавеса. Патриархами церкви в период СССР были епископ Сергий (1943-1944), епископ Алексий I (1945-1970) и епископ Пимен (1971-1989).


Церковь после распада Советского Союза


Избрание Алексия II патриархом РПЦ совпало с распадом Советского Союза. Он был известен своей лояльностью властям и мастерством во взаимодействии с политиками. Его приоритетом было восстановление влияния Православной церкви в России, а также возвращение ее имущества, конфискованного большевистским режимом.


Близость к Борису Ельцину позволила ему восстановить Храм Христа Спасителя, который был построен в девятнадцатом веке в память о поражении Наполеона Бонапарта в России в 1812 году (Сталин взорвал Храм в 1931 году).


В 2000 году были восстановлены все купола храма, ставшего символом возрождения российской нации и Православной церкви после семидесяти лет власти коммунистического режима.


Алексий II способствовал воссоединению Русской православной церкви с той ее частью, которая действовала за пределами страны после раскола, произошедшего в 1920 году вследствие победы большевиков, что вынудило часть священнослужителей покинуть Россию.


Присутствие Владимира Путина на праздновании по случаю частичного воссоединения Церкви показало степень сотрудничества между двумя сторонами. Этому предшествовала беспрецедентная поддержка, которую Церковь оказала Путину во время президентских выборов, в ответ на что получила возможность усилить своё влияние на государство и вновь стала «колыбелью» для новых его лидеров. В частности, Путин присутствовал на церемонии интронизации епископа Кирилла в качестве главы РПЦ (которая имеет 250 миллионов последователей в мире), после чего пресс-служба последней распространила видеозапись, в которой президент Путин отметил, что православная церковь является «естественным партнером» политической власти в стране.


«В самые критические моменты нашей истории народ обращался к своим корням, нравственным основам, религиозным ценностям», — сказал он. Российский лидер, наряду с Патриархом Кириллом и другими священнослужителями, добавил, что церковь заполнила «моральный вакуум», возникший в результате разрушения ценностей после распада Советского Союза в 1991 году.


«Это было естественное возрождение русского народа… у государства и Русской православной церкви очень много направлений сотрудничества», — добавил Путин. В фильме отмечается, что Россия ежегодно строит тысячу православных церквей по всему миру, чего раньше не было в истории христианства.


Церковь в свою очередь не преминула выразить свою лояльность режиму Путина. Так, Патриарх Кирилл назвал президента «чудом Божьим», сумевшим спасти Россию от гибели, которая могла произойти вследствие распада Советского Союза в конце 1980-х годов. Патриарх считает Путина реформатором, который в соответствии с божьим промыслом спас страну.


Русская православная церковь уже превратилась в эффективную политическую силу, которая оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, что мы можем наблюдать на двух направлениях.


Так, во-первых, в преддверии президентских выборов с целью достижения победы Путин стремился заручиться поддержкой религиозных деятелей в своей стране, пообещав выделить десятки миллионов долларов на восстановление объектов культового значения и финансирование религиозных школ. Однако глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион попросил президента Путин вместо денег дать обещание защитить религиозные меньшинства на Ближнем Востоке, который переживал тогда так называемую арабскую весну.


Во-вторых, Русская православная церковь, которая запрещала участие своих священнослужителей в каких-либо выборах, в 2011 году изменила своё решение и издала указ, позволяющий священнослужителям баллотироваться на выборах, чтобы защищать интересы церкви. В этом отношении можно отметить, что в современной России установились тесные отношения между религией и государством, и этот подход нашёл отражение в заявлениях Патриарха Кирилла после того, как он возглавил церковь. Так, он указывал на необходимость полной координации и партнерства между государством и Церковью.


Восстановление влияния Церкви в политической сфере — лучший ответ для сторонников абсолютной секуляризации в арабском исламском регионе, которые считают позором возможность того, что ислам будет играть эффективную политическую роль в обществе в свете наблюдающегося во всем мире восстановления влияния религии и ее значения для установления отношений между народами и управления общественными делами.


В любом случае то, что мы наблюдаем, будь то активность Православной церкви в России, растущее влияние религиозных сил в сионистском очаге или же большую роль различных церквей в жизни Америки и в какой-то мере Европы представляет собой настоящее падение столпов секуляризма, за сохранение которых борются Запад и местные секуляристы в арабских странах, а именно отделение религии от государства и исключение влияния любых религиозных концепций на социальную и политическую жизнь страны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.