Россия поставит в Турцию современные зенитно-ракетные комплексы к середине будущего года, утверждают официальные представители обеих стран. Турция намерена осуществить закупки этих систем, несмотря на угрозы США отказаться от поставок своему союзнику по НАТО истребителей F-35.
Хотя сделка на поставку комплексов нашла свое подтверждение, администрация Трампа заявляет, что продолжает переговоры с Турцией о продаже ей американской системы «Пэтриот». Турция говорит, что будет рада купить эту систему, если ее удовлетворят условия сделки, однако российские комплексы она все равно приобретет.
Скандал из-за поставок оружия стал очередной и, пожалуй, самой мрачной тучей на небосклоне непростых отношений между США и Турцией. Если решение не будет найдено, двум странам станет гораздо труднее урегулировать и другие существующие между ними проблемы, включая Сирию и аресты граждан США.
Стремление администрации Трампа к компромиссам (если таковое имеется) упирается в стену непреклонного конгресса, обладающего серьезными полномочиями. А правительству Реджепа Тайипа Эрдогана это испытание на политическую силу между Анкарой и Вашингтоном принесло немалую пользу, поскольку оно отвлекает внимание от проблем турецкой экономики, которая вошла в штопор.
А еще есть Россия, жаждущая ослабить единство НАТО, расширить границы своего глобального влияния и увеличить поставки оружия.
Этой истории боле двух десятилетий. В конце 1990-х США решили создать единый ударный истребитель нового поколения F-35. Чтобы снизить затраты и заставить других покупать новую машину, Соединенные Штаты учредили консорциум с восемью странами: Австралией, Канадой, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, Британией и Турцией. Каждая из них получила свою задачу в рамках разработки и производства самолета под руководством главного подрядчика компании «Локхид Мартин». И каждая дала согласие закупить несколько самолетов.
Пятерка ведущих турецких компаний из оборонной промышленности производит комплектующие для F-35, в том числе, фюзеляж и дисплеи для кабины экипажа. Кроме того, Анкара стала одним из главных покупателей этой машины, решив приобрести в течение нескольких лет 100 самолетов.
Обстановка в регионе становится все более нестабильной, и в таких условиях потребность Турции в этом самолете, а также в зенитно-ракетных комплексах большой дальности становится очевидной. В 2015 году, когда в соседней Сирии полным ходом шла гражданская война, турки сбили российский штурмовик, случайно залетевший в ее воздушное пространство, использовав при этом истребитель F-16.
Как раз в это время НАТО, несмотря на возражения Анкары, вывела из Турции три батареи «Пэтриот», которые были развернуты там в 2012 году для защиты турецкой территории от боевых действий в Сирии. Турция выразила заинтересованность в покупке комплексов «Пэтриот» для своих вооруженных сил, однако посчитала ответ США оскорбительным и неподобающим для союзника по НАТО (Америка предложила обычные серийные комплексы без передачи технологий и без совместного производства). Об этом в то время и позже говорили многие турецкие представители.
Те американские и турецкие источники, которые рассказали о неспокойных и очень сложных отношениях между двумя странами, попросили не называть их имена, сохранив анонимность.
Несмотря на первые признаки сближения между Эрдоганом и администрацией Трампа после ее прихода в Белый дом, отношения между двумя странами подвергаются испытанию на прочность по целому ряду вопросов. Анкара утверждает, что курдские боевики в Сирии, которых американцы используют в качестве наземных войск в борьбе против «Исламского государства» (запрещено в России — прим. перев.), на самом деле являются террористами, связанными с курдскими сепаратистами в Турции.
Эрдоган дал понять, и многие в Турции ему поверили, что Соединенные Штаты были каким-то образом причастны к прошлогодней попытке государственного переворота, которая не удалась. Просьбы Турции к США экстрадировать турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Эрдоган назвал организатором и вдохновителем переворота, остались без ответа. Американские официальные лица заявляют, что Турция не представила ей убедительные доказательства, которые можно было бы предъявить на судебном процессе об экстрадиции.
Американский пастор Эндрю Брансон, который долгое время жил в Турции, был арестован и обвинен в сговоре с заговорщиками и с курдами. Аресту также подверглись некоторые другие американцы турецкого происхождения и несколько сотрудников посольства США.
Федеральная прокуратура в Нью-Йорке завела дело о нарушении санкций против Ирана. Она предъявила обвинения турецким гражданам и крупному государственному банку в оказании помощи Ирану в незаконной продаже нефти.
В начале 2017 года переговоры о поставках систем «Пэтриот» вяло продолжались, и в этот момент российский президент Владимир Путин увидел благоприятную возможность и предложил поставить Турции российские комплексы ПВО С-400, которые многие военные эксперты считают лучшими в мире.
В это самое время конгресс принял, а Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», предусматривающий введение американских санкций против тех, кто заключает «существенные» сделки с российской оборонной промышленностью.
НАТО выразила обеспокоенность, заявив, что если Анкара приобретет С-400, они будут несовместимы с F-35, а русские узнают секреты технологии «стелс» и прочих технологий. Турция в ответ заявила, что русские не будут привлекаться к эксплуатации этих комплексов, и что в них будет использоваться только турецкое программное обеспечение.
Министр обороны Джим Мэттис выступил против угроз конгресса включить в военный бюджет на 2019 финансовый год положение от отказе от поставок F-35 в Турцию, если сделка по С-400 не будет отменена. Он сказал, что выход Турции из консорциума резко увеличит затраты на производство самолета и приведет к задержкам на производственных линиях. Когда этим летом турецкие летчики начали тренировочные полеты на F-35 в Техасе, а договориться об освобождении Брансона не удалось, это положение все-таки было принято с одной оговоркой. Мэттис до ноября должен объяснить, каковы будут последствия.
Один представитель Госдепартамента, также согласившийся на интервью на условии соблюдения анонимности, заявил: «Соединенные Штаты предельно ясно и на всех уровнях дали понять Турции, что у нее появятся очень серьезные политические, эксплуатационные и юридические проблемы, если она все же решит приобрести российские комплексы С-400».
У двух стран очень разные взгляды на то, что США предложили Турции для удовлетворения ее потребностей в средствах ПВО. По словам представителя Госдепартамента, в марте Турция получила новое предложение по комплексам «Пэтриот» с «новой ценой» и «предложениями о перспективах совместной разработки и совместного производства». «Турция получит немалую выгоду от самых современных технологий, а также от оперативной совместимости с системами НАТО», — сказал он.
И наоборот, добавил этот представитель, поставка С-400 приведет к введению санкций за связи с Россией, а также к «переоценке участия Турции в программе F-35».
Турция же утверждает, что мартовский меморандум, врученный ей исполняющей обязанности помощника госсекретаря по военно-политическим вопросам Тиной Кейданоу (Tina Kaidanow), это лишь маловразумительная презентация, и что Америка пока не представила официальное предложение, заслуживающее того, чтобы Анкара всерьез задумалась о покупке ракет «Пэтриот».
Между тем, Пентагон на прошлой неделе заявил, что карьерный дипломат Кейданоу, ведущая с Турцией переговоры о поставках «Пэтриот», уходит из Госдепартамента, чтобы занять высокий пост в Министерстве обороны.
Турция недвусмысленно дала понять, что если не получит от Америки F-35, то обратится к другим странам, чтобы приобрести самые современные самолеты. «Мы партнеры по программе F-35, и некоторые детали этого самолета производятся в Турции», — сказал в конце августа министр иностранных дел Мехмет Чавушоглу. Он добавил, что Соединенным Штатам следует отказаться от «языка угроз» ради урегулирования продолжающегося дипломатического кризиса.
«Если они заявят, что могут поступать, как им заблагорассудится, как в ковбойских фильмах, то тогда они получат ответ», — заявил министр.