12 сентября президент Путин предложил премьеру Японии Абэ, находящемуся с визитом в России, подписать мирный договор в течение года без предварительных условий. Это противоречит позиции правительства Японии, которое считает, что предпосылкой для его подписания будет решение проблемы «северных территорий». Для Абэ, который все силы отдавал проблеме принадлежности четырех северных островов, это стало большим сюрпризом. Два года назад главы обеих стран договорились о новом подходе к территориальным переговорам.
Это предложение отражает то, что для Путина, который внимательно следит за стремительно меняющейся международной обстановкой, ценность Японии снизилась.
Путин сделал предложение не в ходе встречи на высшем уровне, а на полях Восточного экономического форума, проходящего во Владивостоке. За круглым столом российский лидер заявил присутствующим премьеру Абэ, главе КНР Си Цзиньпину, а также представителям других стран: «Давайте подпишем мирный договор до конца этого года без предварительных условий». Перед этим он отметил, что это пришло ему в голову только сейчас, однако вероятность того, что этот шаг, включая порядок выступления ораторов, был подготовлен заранее, велика.
Возможно, Путин также учел, что Абэ, который подчеркивал личные отношения с ним и шел на сближение с Россией, вряд ли, станет ухудшать отношения с Россией. В таких фразах Путина, как «россияне относятся к территориальной проблеме крайне серьезно и чувствительно» и «я надеюсь когда-нибудь решить эту проблему», проглядывает намерение снизить градус ожиданий японской стороны на то, что этот вопрос будет урегулирован в ближайшее время.
Путин связал Японию территориальными переговорами и пытался найти ее ценность в качестве балансира в отношениях с Китаем, а также расшатать ее союзнические отношения с США. В 2014 году Россия силой присоединила Крым, в результате чего начала углубляться ее конфронтация с Западом. Она использовала Японию, чтобы разрушить сплоченность стран G7.
Многократные визиты премьера Абэ и японских чиновников в Россию стали средством демонстрации миру того, что Россия не находится в изоляции, а также давления на Китай. Тем не менее за последние два года ситуация серьезно изменилась.
Президент Трамп, провозгласивший «США превыше всего», начал действовать своевольно, не учитывая интересы союзников. Он оказывает давление на Европу и Японию в сфере торговли и безопасности. Союзнические отношения США затрещали по швам.
В Европе активизировались силы, выступающие за примирение с Россией. Даже Канцлер Германии Меркель, инициировавшая санкции против России, в августе впервые после аннексии Крыма пригласила Путина в Германию для того, чтобы провести двустороннюю встречу. Значимость Японии, которая показывала, что Россия не находится в изоляции, снизилась.
Также меняется стратегия России в отношении Китая. Комментируя крупномасштабные военные учения, в которых принимает участие Китай и которые начались одновременно с форумом, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал Китай союзником. Россия, серьезно уступающая Китаю в экономической силе, боится стать его младшим партнером. Она сохраняла баланс за счет сближения с Японией, однако китайский уклон становится все сильнее.
Антироссийские санкции США, введенные в связи с вмешательством в президентские выборы в 2016 году, усилились на порядок. Перспектив для улучшения отношений нет. Стагнация экономики, которой управляет путинское окружение, углубляется из-за коррупции и неэффективного менеджмента. Некоторые эксперты полагают, что зависимость от Китая неизбежна. Россия уже начала искать возможности сотрудничества с Китаем по проекту развития Северного Ледовитого океана, который является стратегическим.
Во власти позиции укрепляет так называемое китайское лобби: «Роснефть» и другие госкомпании, которые оказались под западными санкциями, в результате чего они начали испытывать проблемы с финансированием. Президент «Роснефти» Сечин — самый влиятельный человек после Путина. По мнению специалистов, приглашение Китая принять участие в военных учениях — это попытка создать с Китаем равноправный союз, захватив инициативу в области безопасности.
Мировой порядок пошатнулся, и на этом фоне дипломатия Абэ, который полагается на личные связи, забуксовала.