Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Bloomberg (США): Порты Украины борются за участие в мировой экономике

Правительство хочет привлечь иностранных инвесторов, но существуют известные риски

© Wikipedia Brücke-OsteuropaМариупольский морской торговый порт
Мариупольский морской торговый порт
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рассматривая ситуацию с развитием морских перевозок на Украине и модернизацией сети портов, автор отмечает, что проблема не столько в войне, которая длится уже пятый год, сколько в том, что Украина скатывается обратно к кумовству и коррупции, которая стала причиной двух революций за годы независимости.

Блестящие башни, контейнерные краны и гигантские грузовые корабли, пришвартованные к причалам крупнейшего производителя зерна в Европе, должны были бы стать символом аграрной экспортной мощности. Вместо этого они рассказывают осторожную историю о том, как Украина может потерять еще одну возможность присоединиться к глобальной экономике и стать безопасной гаванью для крупнейших в мире инвесторов.

Проблема не только в войне, которая длится уже пятый год и о которой начали забывать. Она также в желании местной власти модернизировать страну, зажатую между Евросоюзом и Россией. Риск в том, что Украина скатывается обратно к кумовству и коррупции, которые стали причиной двух революций за годы независимости.

Правительство продвигается вперед в планах по проведению приватизации припортовых систем, через которые сейчас проходит 66% всего украинского экспорта. Хотя земля, на которой стоят 13 отдельных портов, останется в государственной собственности, правительство хочет продать в частные руки 25% инфраструктуры для обслуживания грузов. Местные предприниматели боятся, что все скупят самые влиятельные в стране бизнесмены. «Управление портами хуже, чем в советских колхозах», — сказал владелец аграрной корпорации «Нибулон» Алексей Вадатурский.

Никто не сомневается, что нынешняя система, которая держится на лабиринтах туманного лизинга и других соглашениях, нуждается в оптимизации. Цель — привлечь инвестиции в порты в течение следующих 20 лет. Новый законопроект о концессии портов прошел первое чтение в парламенте, а министр инфраструктуры Украины сказал, что надеется на принятие документа во втором чтении в октябре. Президент Петр Порошенко призвал депутатов завершить процесс до выборов 2019 года. Но несмотря на то, что правительство заявляет о желании привлечь международных инвесторов, преград хватает.

Украина занимает 130-ю строчку в рейтинге восприятия коррупции Transparency International. И это худший показатель в Европе, если не учитывать Россию. Также российская агрессия вносит определенные географические препятствия. Оккупировав Крым, российские войска сдерживают поток судов в порт Мариуполя.

«Если кто-то захочет инвестировать в эти порты, ему придется хорошо подумать, потому что риск немалый», — сказала главный политический аналитик Центра европейской политики Аманда Пол. Через 13 портов Украины в прошлом году прошло 133 миллиона тонн грузов. Это менее трети от объемов, которые проходят через крупнейший порт Европы в Роттердаме.

Администрация морских портов Украины инвестирует 528 миллионов долларов в портовую инфраструктуру до 2023 года, чтобы укрепить причалы и транспортные соединения. Об этом сказал исполнительный директор ведомства Раивис Вецкаганс. Первыми на продажу будут выставлены порты Ольвия и Херсон. Следующие в очереди — Южный и Черноморск.