США ввели санкции против Пекина в связи с покупкой Китаем российского военного оборудования. Неужели администрация действительно верит в то, что Китай аннулирует эту сделку из-за экономического давления Америки? Тем не менее Вашингтон снова ловко подтолкнул Китайскую Народную Республику к России, поспособствовав формированию между ними неестественной дружбы или даже альянса.
Америка — это сильнейшая страна мира. Однако ее мощь уже превратилась в проблему. Вашингтон охватила гордыня. Создается впечатление, что сегодня администрация Трампа готова начать войну — военными, политическими и экономическими средствами — практически с любым государством мира.
Высокомерие Вашингтона формировалось довольно долго. В период холодной войны США были вынуждены сдерживать свои амбиции. Военная мощь СССР не уступала военной мощи США, у Москвы было множество альянсов в Европе и других регионах мира, и СССР бросал вызов Америке в идеологическом смысле. Хотя Советский Союз был более слабым, чем принято думать, — ЦРУ постоянно преувеличивало экономическую мощь СССР — Москва была способна противостоять США в тех случаях, когда речь шла о важных советских интересах.
В 1950-х годах влияние СССР усилилось благодаря возникновению Китайской Народной Республики, где при содействии советских властей был свергнут поддерживаемый США националистский режим. В конечном счете между двумя коммунистическими гигантами возникли разногласия, хотя в Вашингтоне не было единого мнения касательно степени отдаления. Президент Ричард Никсон усмотрел в этом возможность воспользоваться их разногласиями и отправился в свою знаменитую поездку в Пекин. Президент Джимми Картер переключился с Китайской Республики на Тайване на КНР. Торговля между КНР и Америкой стремительно развивалась, создавая твердое основание для будущего сотрудничества.
Хотя Вашингтон и Пекин никогда не были военными союзниками, их отношения казались более надежными и взаимовыгодными, нежели отношения между Америкой и Россией. Россия предлагала меньше экономических выгод, но оставалась сильной военной державой. Китай и Россия не были особенно близки: в их отношениях с Америкой ставки были гораздо выше, нежели в их отношениях друг с другом. Европа была ближе к России в силу местоположения, однако экономические связи Европы с КНР устойчиво укреплялись.
Тем не менее, за последние несколько лет США и их союзники стали вести более конфронтационную политику по отношению к Китаю и России. Европейцы ввели против России санкции, тогда как Австралия, Япония, Филиппины и другие государства Восточной Азии постепенно наращивали свой военный потенциал и в конечном счете стали гораздо активнее оспаривать территориальные претензии Китая. Вашингтон, между тем, принялся как за Китай, так и за Европу. Более того, Вашингтон, в сущности, выступил в роли зачинщика борьбы против Пекина и Москвы, расширяя свои альянсы, заставляя дружественные государства принимать больше военных мер и вводить более жесткие санкции и всеми доступными способами сдерживая геостратегические амбиции этих двух стран.
В этой стратегии присутствует определенная логика, но Вашингтон, по всей видимости, не учел последствия одновременной реализации своей политики в отношении своих союзников и противников. Американские политики от природы неспособны расставлять приоритеты.
К примеру, администрация Трампа угрожает наказать Индию за покупку российских зенитных ракетных комплексов С-400. Нью-Дели — это важный противовес Китаю, и Индия вряд ли спокойно отнесется к такому шагу США. Кроме того, президент США не только вышел из иранского ядерного соглашения, но и пригрозил наказать своих союзников в том случае, если они не поддержат его в том, что будет сродни смене режима в Иране. Это заставило европейцев сблизиться с Китаем и Россией и даже начать разработку плана по созданию системы, которая сможет стать альтернативой финансовой системе во главе с США.
Однако самым драматичным поворотом в американской политике стал последовательный отказ от результатов тектонического сдвига Никсона-Мао. Несомненно, кардинальная трансформация КНР, а также существенное расширение границ ее власти и влияния, сделали перемены в ее отношениях с США неизбежными. Однако разрушение связей с Россией оказалось гораздо более драматичным. Путин — опасный человек, но Вашингтон, по всей видимости, сознательно ведет политику, направленную на то, чтобы превратить Москву в нового врага — вместо СССР.
Пекин уже давно закупает российское оружие и уже успел заслужить репутацию страны, которая «перепроектирует» свои приобретения. Тем не менее, Москва вполне довольна той выручкой, которую она получает с продаж. В прошлом году КНР купила самолеты Су-35, а в этом году — ракеты С-400, в связи с чем США ввели санкции. Но Китай резко отреагировал на репрессалии Вашингтона. Представитель Министерства иностранных дел Китая Гэн Шуан (Geng Shuang) заявил: «Мы настоятельно призываем США немедленно исправить ошибки и отменить так называемые санкции. В противном случае им придется столкнуться с негативными последствиями».
Между тем продажа оружия — это только цветочки. Россия и Китай провели совместные военные учения. В сентябре Москва провела учения «Восток-2018», ставшие самыми масштабными учениями со времен холодной войны, и в них приняли участие 3,2 тысячи китайских военнослужащих. Учения прошли в том районе, где полвека назад между этими двумя странами вспыхнул короткий приграничный конфликт. Хотя правительства этих стран не стали упоминать Америку и заявили, что все их маневры носят исключительно оборонительный характер, «они понимают, что им необходимо сотрудничать, чтобы справиться с нарастающим давлением со стороны США», как сказал Юэ Ган (Yue Gang), военный аналитик, прежде служивший в китайской армии. Маневры включали в себя отработку приемов преграждения доступа/блокирования зоны и, казалось, были ориентированы на Азию, хотя они вполне применимы и к Европе.
Правительства России и Китая отправляют четкий сигнал. Джеффри Мэнкофф (Jeffrey Mankoff) из Центра стратегических и международных исследований сказал следующее: «Россия показывает Пекину, что Китай больше не находится в фокусе военного планирования России на Дальнем Востоке, и сигнализирует США и НАТО, что, если отношения с ними будут оставаться плохими, у нее есть и другие варианты».
Разумеется, сотрудничество меду Россией и Китаем имеет свои границы. Российский генерал Леонид Ивашов отметил, что «эти учения направлены, прежде всего, на сдерживание агрессивных устремлений США и НАТО». Однако в данном случае речь не идет о военном альянсе, в рамках которого правительства двух стран готовы бросить вызов США и побороться за господство в мире. Никто не хочет воевать с Америкой — и уж точно не ради интересов какой-то другой страны.
Тем не менее, эти учения позволят повысить боеспособность обеих стран. Пекин, который последний раз воевал 40 лет назад, может многому научиться у России, которая получила ценный опыт в Сирии. Действительно, хотя во время учений имя противника никто не называл, они были направлены на то, чтобы отработать реакцию на возможные боевые действия Вашингтона. Майкл Кофман (Michael Kofman) из Центра военно-морского анализа сказал: «На самом деле то, что они отрабатывают, — это в первую очередь реакция на атаку со стороны США».
Однако факт укрепления связей в более широком геополитическом ракурсе заслуживает более пристального внимания. Чиновники России и Китая говорят о создании «стратегического партнерства». Марк Симаковский (Mark Simakovsky) из Атлантического совета отметил: «Несомненно, эти две страны продолжат сотрудничать с целью подрыва интересов США в Азии». Шанхайская организация сотрудничества позволяет этим двум гигантам сблизиться с другими странами Центральной Азии. Пекин и Москва уже инициировали реализацию совместных проектов на общую сумму более чем в 100 миллиардов долларов.
Американские чиновники закрывают глаза на угрозу для США. Министр обороны США Джим Мэттис (Jim Mattis) заявил: «Я считаю, что страны действуют исходя из своих интересов. Я не вижу практически ничего, что могло бы объединить Россию и Китай в долгосрочной перспективе». А разногласия между ними весьма значительны. Сейчас именно Китай стал старшим партнером. Россия обеспокоена нарушениями китайцев в области защиту интеллектуальной собственности и их геополитическими амбициями на Дальнем Востоке. Москва так же считает, что Китай угрожает ее позициям в Арктике. Благодаря огромной экономической мощи КНР стремительно расширяет свое влияние в Средней Азии, которая прежде входила с состав СССР.
Кроме того, Россия исповедует христианские традиции. Президент Владимир Путин использует христианские образы и принципы ради достижения своих политических целей. Китайские власти, напротив, исповедуют воинствующий атеизм, враждебный той культуре, которую продвигает Путин.
Тем не менее, Вашингтон неосознанно сформировал общий интерес — объединяющий Россию и Китай страх перед общим врагом. В Стратегии национальной безопасности администрации Трампа говорится, что эти две страны стремятся «создать мир, противоречащий ценностям и интересам США». Однако самые агрессивные и неустанные попытки изменить мир исходят именно от Вашингтона. Несмотря на то, что Вашингтон на словах выступает за «стабильность», политика Америки привела к радикальной дестабилизации Ближнего Востока, Центральной Азии и периферии России.
Таким образом, для Москвы сдерживание новой сверхдержавы с имперскими амбициями имеет огромное значение. Заявления о том, что Пекин и Москва никогда не смогут тесно сблизиться, опасны. Вильгельмовская Германия точно так же относилась к перспективе объединения революционной Франции и царской России, однако они объединились. Страх перед Берлином заставил Францию и Россию создать крепкий альянс, который привел Германию к поражению в Первой мировой войне.
Противостоять альянсу России и Китая со временем будет все сложнее. Проецирование влияния дорого обходится Вашингтону, в то время как Москва и Пекин, вероятнее всего, будут наращивать свой потенциал преграждения доступа/блокирования зоны. Американских граждан будет довольно трудно убедить в необходимости увеличить военные расходы, чтобы сдержать страны, которые не угрожают безопасности Америки напрямую. В этом году дефицит США достигнет триллиона долларов, и в будущем он продолжит расти, если не будут проведены серьезные бюджетные реформы, которые ведущие партии не поддерживают. Со временем американским пенсионерам, возможно, придется пожертвовать своей социальной и медицинской страховкой, чтобы защитить состоятельных союзников.
Это заставит американских политиков расставить приоритеты. США придется решить, какая из стран будет представлять собой более серьезную потенциальную угрозу. Несомненно, эта страна — Китай. Несмотря на множество проблем, включая потенциально серьезные демографические и экономические вызовы, КНР — это сверхдержава, ожидающая своей очереди. Россия, напротив, переживает упадок. Ее экономика основана на продаже энергоресурсов, ее население сокращается, а по уровню состоятельности она сильно уступает странам Европы и США.
Что еще важнее, амбиции России выглядят ограниченными: сегодня она ведет себя как великая держава эпохи до 1914 года, требуя уважения к своим интересам и безопасности для своих границ. Ничто не указывает на возможную дальнейшую агрессию против ее соседей. На протяжении большей части своей истории Крым был частью России; поддержка, оказанная Россией сепаратистам Донбасса, привела к замороженному конфликту, который мешает Украине вступить в НАТО; поддержка, которую Россия оказывает формально независимым Абхазии и Южной Осетии, делает то же самое с Грузией и служит ответом США за Косово. Хотя эти действия не слишком оправданы, они представляют собой тактические маневры, а вовсе не план по завоеванию региона, не говоря уже обо всем мире.
Все это говорит о том, что Вашингтону необходимо стремиться к налаживанию отношений с Россией, а не к конфронтации с ней. Запад рискует надолго отдалиться от России без каких-либо веских на то причин. США вправе требовать, чтобы Россия не вмешивалась в американские выборы, однако они также должны дать такое обещание и другим странам. У США и России, несомненно, есть потенциал для заключения соглашения: нужно отказаться от расширения НАТО в обмен на прекращение дестабилизации Украины и Грузии Россией. Потом нужно отменить санкции.
А затем сблизить Москву с Западом. Цель будет заключаться не в том, чтобы подтолкнуть Владимира Путина к войне с Китаем, а в том, чтобы устранить те разногласия, которые сближают Пекин и Москву, — то есть образ общей угрозы, исходящей от Америки. В этом случае США начнут избавляться от потенциальных врагов, а не накапливать их.
Санкционная политика Вашингтона помогает Вашингтону обзаводиться врагами, а не друзьями. Американским политикам следует сконцентрироваться на практической безопасности США, а не поддаваться абстрактному нравственному тщеславию. Несмотря на свои очевидные недостатки, Ричард Никсон понимал, как работает принцип разобщения потенциальных врагов. Президенту Дональду Трампу и его советникам следует учиться на опыте своих предшественников.
Дуг Бэндоу — старший научный сотрудник Института Катона и бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана. Он является автором книги «Внешнеполитическое безрассудство: Новая глобальная империя Америки» (Foreign Follies: America's New Global Empire).