По новому законопроекту датчанам грозит до 12 лет тюрьмы за попытку повлиять на общественное мнение, если их взгляды так или иначе совпадают со взглядами Кремля.
Нам выпали нелиберальные времена. Коллективное мышление, конформизм и постоянно сужающийся коридор допустимых мнений — все они сказались на общественной дискуссии в Дании. Каждую неделю появляются новые примеры, все более и более тревожные.
Последняя из таких попыток еще сильнее сузить датский коридор мнений — это законопроект о «поддержке мер по борьбе с операциями психологического воздействия, проводимыми иностранной разведкой». По нему нарушителю грозит до 12 лет тюрьмы, если предполагаемое влияние совершено во время предвыборной кампании. Законопроект направлен против попыток влиять на умы датчан и включает в себя конкретные меры в частном и общественном секторе.
Имеется весьма полное описание действий, подпадающих под будущий закон — это и разного рода вмешательства в общественные дебаты, и попытки влиять на процесс принятия решений. В законе упоминаются телетрансляции, радиопередачи, публикации в газетах, журналах и других печатных СМИ, а также в интернете и социальных сетях. Минимального же порога для применения закона при этом не оговаривается.
Таким образом, под его действие потенциально подпадает ситуация, когда агент иностранной разведки говорит, что было бы славно заменить перегоревшую лампочку в туалете того или иного заведения, а датский директор берет и следует его совету. Поплюем через плечо. Именно за этот случай, я надеюсь, никого не посадят, но законопроект настолько непрозрачен и нечеток, что наказывать придется либо всех подряд, либо вообще никого — если даже одной фразы теоретически хватит, чтобы прослыть рупором иностранной разведки
Запугивание в общественном пространстве
Дело примет куда более серьезный оборот, если датский гражданин, имеющий знакомых фермеров, после четырех лет крупных убытков решит, что антироссийские санкции Дании и других западных стран контрпродуктивны. Аргументация может быть самая разная: например, что санкции достигли противоположного эффекта (а именно укрепили позиции президента Путина и заставили богатых россиян вернуть свои капиталы в Россию). По данным московского отделения Центра Карнеги, финансируемого США, утечка капитала из России в результате санкций резко сократилась. Таким образом, санкции сделали за Путина то, о чем сам он давно мечтал, но в жизнь воплотить не мог. Иными словами, российские олигархи теперь зависят от Кремля еще сильнее, чем до внедрения санкций.
Санкции также привели к падению стоимости российских компаний. Для российской экономики это плохо, зато для ближайшего окружения Путина очень даже хорошо: теперь он может скупить их одну за другой и тем самым монополизировать экономику еще больше.
Вот датский гражданин все это прочел, поразмышлял, и пришел к выводу, что продолжать санкции против России, когда они толком не работают, совершенно бессмысленно. Этими соображениями он решает поделиться за завтраком с российским дипломатом, который на самом деле никакой не дипломат, а агент российской разведки. Как ни удивительно, «дипломат» не только совершенно с ним согласен, но и добавляет еще один аргумент: из Крыма Россия все равно никогда не уйдет, сколько бы санкций против нее ни ввели и как бы сильно не давили. Гражданин принимает и этот аргумент, равно как и другие соображения, изложенные выше, и решает написать об этом в газету, однако источника своего не раскрывает.
По законопроекту за такое полагается кара. Такой же исход будет и в том случае, если после беседы с российским агентом, замаскированным под дипломата, бизнесмена или журналиста, датский гражданин попытается повлиять на мнение в пользу спорного газопровода «Северный поток — 2», который должен пройти через датские воды. Против него выступают многие датчане, однако Кремль продолжает лоббировать свои интересы. И то же самое произойдет, если какой-нибудь эко-активист или противник сланцевого газа, переговорив с российским агентом, пустит в ход его аргументы в спорах с общественностью (Москва считает сланцевый газ угрозой для российского газового экспорта в Европу и поэтому всячески поддерживает «зеленых», протестующих против добычи сланцевого газа).
Может статься, что датский гражданин придерживается мнения, что НАТО занимается подстрекательством к новой холодной войне и, вооружившись новыми аргументами от российского «дипломата», решает поделиться ими в соцсетях как своими собственными.
Законопроект выглядит попыткой запугать общество наравне с законодательством в других европейских странах, криминализировавших «фейковые новости». Речь идет о вполне законных взглядах, которые имеют место в публичных дискуссиях, но могут быть приняты за промывание мозгов. Результат: коридор допустимых взглядов станет еще ýже.
Флемминг Росе — старший научный сотрудник Института Катона в Вашингтоне, округ Колумбия, и член правительственной комиссии по свободе слова.
Росе окончил факультет русского языка и литературы в Копенгагенском университете. С 1980 по 1996 год он был московским корреспондентом газеты «Берлингске», а с 1999 по 2004 — «Юлландс-постен».