Спас-Тешилово, Россия — В прошлый раз ограничения по количеству сроков президентства заставили российского лидера Владимира Путина уйти с поста, и тогда он на несколько лет стал премьер-министром.
На этот раз некоторые прокремлевские активисты предлагают другую идею, — они хотят провозгласить его Царем Владимиром.
«Мы сделаем все возможное для того, чтобы обеспечить пребывание Путина у власти как можно дольше», — сказал недавно Константин Малофеев, политически активный бизнесмен, и получил в ответ бурные аплодисменты от сотен священнослужителей Русской православной церкви и членов главных политических партий страны, собравшихся на конференцию в пригороде Москвы. Их объединяла одна цель — возвращение монархии в Россию.
Пока не существует планов коронации нового императора и самодержца Всея Руси, как когда-то звучал этот царский титул, однако сама идея открывает возможность для того, чтобы г-н Путин остался у власти и после разрешенных конституцией двух сроков.
Кремль не дает почти никаких намеков на то, кто может стать преемником г-на Путина после того, как в 2024 году закончится его шестилетний срок правления, и многие выступают со своими прогнозами по поводу того, кто придет ему на смену.
Однако даже среди сторонников монархии нет единого мнения по вопросу о том, какой именно она должна быть. Что лучше — абсолютная монархия или конституционная монархия? Нужно ли устанавливать линию наследования по крови, или следует избирать царя? А будет ли проблемой для тех, кто поддерживает идею передачи власти по мужской линии, тот факт, что у г-на Путина, насколько известно, только две дочери? Некоторые даже считают, что на трон должен взойти кто-то другой, а не г-н Путин.
На проходившей в прошлом месяце конференции «Двуглавого Орла», организации, призывающей к восстановлению монархии в России, ее участники за чаем с печеньем обсуждали более тонкие детали этой идеи.
«Монархия — по определению вопрос только крови», — сказал Евгений Никифоров, генеральный директор радиостанции, связанной с Русской православной церковью. «Нет, это совершенно не так», — возразил ему Андрей Афанасьев, телеведущий принадлежащего г-ну Малофееву онлайнового телеканала «Царьград».
«Вот что сделала Россия за последние 30 лет, — она возродила империю и выбрала правителя», — сказал г-н Афанасьев и добавил, что отсутствие у г-на Путина благородного происхождения не является проблемой.
Серж Капнист (Serge Kapnist) родился и вырос во Франции, однако он претендует на титул графа, который имели его предки, бежавшие из революционной России. По его словам, не имеет значение, как начнется этот процесс, но нужно обеспечить продолжение выбранному пути. «Устойчивость является в данном случае самым главным условием», — подчеркнул он.
«В мире столько различных типов монархий, сколько существует монархов», — подчеркнул г-н Малофеев.
В России нет правящего царя с 1917 года, с того момента, когда Николай II отрекся от престола под давлением революционных сил.
«У нас очень патерналистское общество», — сказал г-н Малофеев. Русские, по его словам, возвращаются к своим историческим корням.
Генерал-лейтенант Леонид Решетников, который в свое время работал в разведывательной службе Советского Союза, а сегодня является заместителем председателя «Двуглавого Орла», рассказал о своей беседе с г-ном Путиным в прошлом году по поводу монархии.
По словам г-на Решетникова, г-н Путин назвал эту идею «прекрасной». Однако он был обеспокоен тем, что это может привести к «zastoi», к застою. Этот термин использовался для обозначения экономической инертности в последние годы существования Советского Союза, а сегодня все больше используется применительно к слабым показателям экономического роста во время правления г-на Путина.
Как сказал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, г-ну Путину не нравится идея восстановления монархии, однако он не стал комментировать беседу российского президента с г-ном Решетниковым.
Сам г-н Решетников подчеркнул, что он прямо не предлагал г-ну Путину идею о том, что он должен стать царем.
«Он не говорил об этом с точки зрения практического применения; наш разговор был в большей степени об истории», — сказал он. Однако г-н Решетников добавил, что был бы рад присутствовать на коронации г-на Путина.
По данным расположенного в Москве независимого исследовательского «Левада-центра», проводящего опросы населения, уровень популярности г-на Путина снизился до 66% в октябре, тогда как в 2015 году он доходил до 89%.
Испания восстановила монархию при режиме фашистского диктатора Франсиско Франко, использовавшего для этого принца Хуана Карлоса де Бурбона, которого каудильо провозгласил наследником в 1969 году.
Британцы восстановили свою монархию после короткого перерыва в XVII столетии.
В России члены царской семьи Романовых были расстреляны в 1918 году, а люди, претендующие на царскую корону по своему рождению, ведут сегодня неутихающие споры по поводу того, у кого больше прав объявить себя главой императорского дома.
Антон Баков, бизнесмен из российского города Екатеринбурга, попытался предложить свой вариант решения вопроса о восстановлении в правах Дома Романовых. По словам г-на Бакова, который сам не является Романовым, в состав семьи Романовых входят около 200 человек. «Если мы хотим восстановить монархию, мы должны восстановить права того, кого мы знаем».
Некоторые российские политические наблюдатели ожидают, что г-н Путин одобрит выбранного им самим преемника, который получит бразды правления так же, как сам Путин получил их от первого президента России Бориса Ельцина в последний день 1999 года. Другие обсуждают идею создания своего рода государственного надзорного комитета, членом которого будет, по крайней мере, один очень важный человек, — он и будет управлять правительством, а также новым президентом.
Многие в организации «Двуглавый Орел» надеются на то, что г-н Путин согласится с этой идеей.
Елена Шаройкина, член «Двуглавого Орла» и ведущая онлайнового телеканала «Царьград», считает, что это, вероятно, лишь вопрос времени.
«Никто не знает, что он будет думать через пять лет, — сказала она. — Г-н Путин пятилетней давности отличается от сегодняшнего Путина, и никто не может сказать, изменит он свое мнение или нет».