То, что произошло в 2014 году, я называю воссоединением Крыма с Россией.
Мое заявление, что мы должны признать Крымский полуостров частью России, вызывало определенную реакцию, например, у министра иностранных дел Ине Марие Эриксен Сёрейде (Ine Marie Eriksen Søreide, Консервативная партия) и председателя комитета по иностранным делам Анникен Хюитфельдт (Anniken Huitfeldt, Норвежская рабочая партия).
Часть России
Я с удовольствием объясню, на каких основаниях я так считаю.
Для этого давайте посмотрим на историю Крыма. У этого полуострова бурная и кровавая история. Тем не менее с конца XVIII века и до середины XX века Крым был под владычеством России, и Россия управляла им как своей частью.
Так что как территория Крым не чужд России. Почетный профессор Сигурд Скрибекк (Sigurd Skirbekk) из университета Осло объяснял в газете «Ворт ланд» (Vårt Land) в декабре 2014 года:
«Многое указывает на то, что когда украинец Никита Хрущев в 1954 году передал Крым, принадлежащий Российской ССР, Украинской ССР, он сделал это в первую очередь для того, чтобы теснее связать Украину с Россией и тем самым не дать ей отдалиться».
Государственный переворот
Все прошлое столетие в Севастополе размещалась основная военно-морская база российского Черноморского флота, и русские составляли там значительную долю населения.
В январе 2014 году в столице Украины Киеве начались жестокие беспорядки, и произошел переворот с целью свержения законно избранного и дружелюбного к России президента Януковича. Государственный переворот, который и на словах, и многими другими способами поддерживали США и западные страны, привел к власти людей с прозападными настроениями и враждебным отношением к России.
Конечно, Путин не захотел рисковать главной военно-морской базой, которая вместе с Крымом могла оказаться под влиянием страны, намеренной стать членом враждебного к России альянса НАТО.
Народ хотел в Россию
Затем произошло то, что я бы назвал возвращением Крыма обратно в Россию для обеспечения безопасности военно-морской базы и русского населения.
Осенью 2014 года провели референдум, чтобы узнать, хочет ли население стать частью России или предпочитает оставаться частью Украины (наблюдателем пригласили ОБСЕ, которая отказалась, так как была против проведения этого референдума). Выбирая между Россией и Украиной, более 90% населения предпочли Россию.
Я считаю, что желание народа очень много значит, и что с такими результатами Запад должен был сказать: «Если население Крыма хочет быть частью России, то мы должны это уважать и признать Крым вновь российским».
К сожалению, все произошло иначе. США, которые десятилетиями предъявляли претензии Советскому Союзу в связи с Южной и Центральной Америкой, требуя «убраться с их заднего двора», расширили НАТО, приняв в него многие бывшие страны Варшавского договора, которые находятся вплотную к российской границе.
Понятная реакция России
На самом деле легко понять, почему Россия восприняла как провокацию то, что альянс, который изначально позиционировал себя как оборонный, внезапно стал расширяться и претендовать на роль «мирового жандарма». Был риск, что Украина станет страной-кандидатом на вступление в НАТО и в то же время получит контроль над российской военно-морской базой в Севастополе. Естественно, что Россия отреагировала.
США, которые всегда предпринимали масштабные военные меры, чтобы вернуть американских военнопленных и заложников домой, должны оценить, как Россия встала на защиту интересов многочисленного русского населения в Крыму, которое боится недемократических и порой даже фашистских сил, стоящих у власти на Украине.
Мы должны взяться за ум
Как бы то ни было, санкции и напряженность в отношениях между Россией и Западом продолжаются вот уже четыре года без какой-либо надежды на улучшение. Страдают простые люди во многих странах, все эти разговоры о возобновлении ядерной гонки их пугают и заставляют чувствовать себя в небезопасности.
Мы должны подойти к делу разумно и спросить себя: что нужно, чтобы добиться более мирных и спокойных отношений между Россией и Западом? Очевидно, что Россия никогда не вернет Крым. Так, может быть, начать переговоры и разработать план, как улучшить отношения, а не усугублять конфликт, как это постоянно делают западные лидеры и представители НАТО?
Нужно признать воссоединение Крыма с Россией
Запад должен признать воссоединение Крыма с Россией вне зависимости от того, считает ли он, что это идет вразрез с международным правом (которое, между прочим, не помешало США вмешиваться в события в Никарагуа и других странах Центральной Америки) или нет. Тогда можно будет вести переговоры по поводу других конфликтных вопросов, например, о боях на Украине, газопроводах, нефти и так далее.
Иногда здравый смысл должен преобладать над юридически верными и прямолинейными решениями, гордиевы узлы приходится разрубать. Так было, когда Никсон поехал в Китай, Трамп встретился с диктатором Северной Кореи, а Рабочая партия вопреки собственным законам избрала двух лидеров, потому что это было удобно с политической точки зрения.
Запад должен учиться на своих ошибках
Люди и предприятия в Киркенесе и Никеле и многих других местах хотят мира и добрососедства без страха войны и страданий. Это должно быть важнее чиновников и политиков, которые боятся потерять лицо. Уважение к политике, цель которой — сделать так, чтобы обычным людям лучше жилось, должно преобладать над интересами крупных компаний, ищущих, куда сбывать новые крупные партии оружия.
Запад должен извлечь уроки из ошибок на Ближнем Востоке и в Афганистане. Рядовым людям в Ираке было лучше жить при Саддаме Хуссейне, в Ливии — при Каддафи, в Египте — при Мубараке, а в Сирии — при Башаре Асаде. Пока Запад не вмешался со своими бомбардировками и оружием. Урок в данном случае следующий: никогда не начинайте вооруженное нападение, если у вас нет четкой стратегии, как потом выходить из конфликта.
Обстановка становится все более опасной, мир сейчас находится в состоянии конфликта и нестабильности, и главная причина тому — безрассудство Запада, а не то, что Россия вернула себе маленький полуостров Крым, который был российским четыре сотни лет.