Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью с Дмитрием Петровским: США стоят за церковным расколом Русской и Украинской православной церкви (Гуаньча, Китай)

© Sputnik / Перейти в фотобанкСвященнослужители перед началом освящения Минского храма-памятника
Священнослужители перед началом освящения Минского храма-памятника
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Юань Цюань обсудил причины раскола православной церкви с Дмитрием Петровским, руководителем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Он убежден, что раскол Украинской православной церкви — сугубо политический ход. Порошенко пошел на этот шаг, чтобы повысить рейтинг перед выборами. Также есть весомые доказательства вмешательства США через Константинопольский патриархат.

После закрытого заседания православной церкви Украины 15 декабря в Киеве путем голосования было принято решение отделиться от Российской православной церкви, также был выбран новый глава автокефальной церкви. Им стал 39-летний митрополит Епифаний. Носящий исторический характер раскол между церквями двух стран усилил существующую между Россией и Украиной напряженность. Автор специального раздела на нашем сайте Юань Цюань обсудил это в интервью с Дмитрием Ивановичем Петровским, руководителем Департамента Азии Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

Юань Цюань: Уважаемый Дмитрий Иванович, я рад, что Вы нашли время и согласились на интервью для сайта «Гуанча». Насколько нам известно, 16 октября Священный Синод Русской православной церкви объявил о прекращении всех отношений с Константинопольским патриархом. Очевидно, что значение этого события для всего христианского мира понятно без слов.

На заседании Синода также обсуждались многие другие вопросы, включая ситуацию в России и на Украине, дальнейшее развитие православной церкви, в том числе и в Китае. В связи с этим позвольте задать Вам несколько вопросов. Надеюсь, что Ваши ответы на них прояснят для китайских читателей ситуацию в православной церкви, Русской православной церкви, и ее развитие в Китае.

Дмитрий Петровский: Хорошо.

— Для начала расскажите вкратце об отношениях между Русской и Константинопольской православной церковью, об истории и современном положении Украинской православной церкви, особенно об ее отношениях с Русской и Константинопольской православной церковью.

— Христианство в России распространилось очень давно. Еще при жизни Иисуса Христа святой Андрей (Святой Андрей (6-60 г.) по Библии —первый ученик Христа, святой покровитель России, Румынии, Украины — прим. автора) проповедовал его в Киеве и Новгороде. После этого в Россию приезжали проповедники из Ирландии и других европейских стран. В 988 году в Константинополе был крещен князь Владимир, после чего по его указу была крещена вся Русь.

До XV века Русская православная церковь была частью Константинопольского патриархата. После церковного раскола Константинопольский патриарх отказался признавать митрополита Российской православной церкви и с XIII века главу церкви в России стали выбирать самостоятельно, постепенно формируя Московский Патриархат.

В XVI веке Московский Патриархат стал полностью самостоятельным и получил статус автокефальной церкви. В 1686 году в состав Московского Патриархата вошла Украина. В 1992 году Украинские епархии получили статус автономной церкви под руководством Московского Патриархата. Несмотря на то, что Украинская православная церковь подчинялась Московскому Патриархату, она находилась в общине с другими православными церквями. 

— Что привело к образованию «Киевского Патриархата» и признанию Константинопольским патриархом его автокефального статуса?

— После распада СССР каждая входившая в него страна стала стремиться к образованию своей «национальной церкви». Украинские власти начали применять к своей церкви политические методы, пытаясь добиться автокефалии. Но это не соответствует церковному праву, такие методы скорее присущи раскольникам. Так называемый Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь на самом деле раскольники. Их не признает не только Русская православная церковь, но и патриархи других православных церквей. Причины у этого раскола чисто политические.

Рейтинг президента Украины Порошенко на данный момент составляет всего 8%. Выборы на Украине пройдут в марте 2019 года, и чтобы их выиграть, Порошенко хочет повысить свой рейтинг при помощи церковного раскола.

К тому же существуют убедительные доказательства того, что в процессе раскола Соединенные Штаты принимали активное участие, а они всегда имели сильное влияние на Константинопольского патриарха, поэтому для достижения раскола США действовали именно через него. При таком стечении обстоятельств Русской православной церкви ничего не оставалось, как прекратить все отношения с Константинопольским патриархом. 

Очевидно, что данное событие, похожее на Великий раскол, произошедший более тысячи лет назад, отразилось на всем православном мире. Константинопольский патриарх открыто выступал на стороне «раскольников», что в соответствии с церковным правом делает «раскольником» и его самого, что сильно осложняет сложившуюся ситуацию.

Глава Русской православной церкви, а также патриарх Антиохийский и всего Востока, патриарх Сербский, Польский и митрополит всей Америки и Канады считают, что решение об отделении Украинской православной церкви должно было быть принято в результате обсуждения его главами всех православных церквей, а не единолично Константинопольским патриархом. Он мнит себя первосвященником всей православной церкви, но не имеет права самостоятельно выносить решения.

Кроме того, Константинопольский патриарх полагает, что территории, не входящие в четыре изначальных патриархата, должны подчиняться Константинопольскому патриарху. Однако другие патриархи считают, что все главы церквей должны быть равны и независимы между собой. Например, Американская православная церковь была создана и получила автокефалию под покровительством Русской православной церкви, однако Константинопольский патриарх считает, что только он имеет право даровать статус автокефальной церкви и, следовательно, не признает Американскую православную церковь независимой.

Также стоит обратить внимание на то, что Константинопольский патриарх хочет установить контроль над автономными православными церквями Японии и Китая. И это несмотря на то, что константинопольский патриарх никогда не осуществлял на этих территориях миссионерскую деятельность.

В 2008 году Константинопольский патриарх учредил «Гонконгскую митрополию» и объявил о том, что она «управляет церковными делами всего Китая». Тогда Московский патриархат опубликовал заявление в защиту независимости Китайской православной церкви. В заявлении говорилось, что в Китае есть собственная православная церковь, имеющая право на высокую степень автономии. И несмотря на то, что Московский патриархат главнее Китайской православной церкви, он не вмешивается в управление ее внутренними делами.

Здесь я должен отметить, что сходство между Украинской православной церковью, Китайской и Японской заключается в самостоятельном финансировании, выборе священнослужителей, установлении административного деления. Несмотря на то, что в вопросах богословия и обрядов Русская и Украинская православные церкви сходятся, все их внутренние дела друг с другом не связаны.

— По некоторым данным, президент Украины Порошенко выступил в поддержку развития местной православной церкви. Однако по другим данным основная часть украинской православной церкви все же находится под властью Московского патриарха, в ведении Киевского патриарха находятся только некоторые территории. Поэтому есть ли вероятность, что в будущем могут возникнуть столкновения или даже гонения между частями Украинской православной церкви, управляемыми Московским и Киевским патриархами? Какие меры предпримет в этом отношении Русская православная церковь?

— В настоящее время мы признаем, что на Украине есть только одна православная церковь (Украинская православная церковь под руководством московского патриарха — прим. автора). Если украинские власти будут склонять Украинскую церковь к расколу (созданию Киевского патриархата — прим. автора), то конфликта не избежать. Русская православная церковь обдумала все варианты развития событий и приняла решение воспрепятствовать подобным событиям. Но если украинские власти потребуют от всех церквей подчиниться «раскольникам», случится крупномасштабное столкновение. Русская православная церковь делает все возможное, чтобы этого не допустить, и надеется, что Порошенко поймет, что в случае начала конфликта с большой степенью вероятности прольется кровь. Если он хочет построить свою карьеру на крови, ему придется дорого за это заплатить. 

— Вы читали статью одного китайского пользователя, где он изложил свой взгляд на ситуацию, как видите, многие специалисты считают, что у Константинопольского патриарха есть право наделять церковь статусом автокефальной, так ли это на самом деле? РПЦ уже объявила о разрыве всех отношений с Константинопольским патриархом, значит ли это, что он считается «отлученным от церкви»? Надеюсь, своим ответом, Вы проясните данный вопрос. 

— Это неверно, это всего лишь точка зрения самого Константинопольского патриарха. Он не единственный патриарх, но мы признаем за ним главенствующее право. Все патриархи равны между собой. Создание автокефальной церкви должно быть одобрено всеми главами церквей. Константинопольская церковь остается независимой, поэтому, прерывая отношения с Константинопольским патриархом, мы не отлучаем его от церкви, ведь все решения должны приниматься коллективно, на собрании глав всех церквей. Но предпосылкой, конечно, было бы исправление Константинопольским патриархом ошибки с раскольниками.

— И последний вопрос: нам известно, что с 2013 года, когда патриарх Кирилл посетил Китай, отношения между двумя церквями становятся все лучше. Мы также знаем, что РПЦ планирует возобновить свою деятельность в Китае. Не могли бы Вы поделиться своим мнением по поводу будущего развития православия в Китае?

— Во-первых, Россия выступает за то, чтобы православные церкви всех стран обрели независимость. Во-вторых, история распространения Россией православия в Китае насчитывает уже 300 лет. Как прародитель Китайской православной церкви, РПЦ несет на себе определенную ответственность и помогает Китайской православной церкви. Но конечная цель этой помощи — создать православную церковь единого Китая. Когда сложатся благоприятные для этого условия, Россия поможет Китайской православной церкви обрести полную независимость.

Одним словом, конечная цель помощи Русской православной церкви Китайской церкви состоит в получении статуса независимой церкви. 

— Спасибо еще раз, что согласились принять участие в интервью.

— Спасибо Вам.