Двадцать пять лет назад США, Россия и Украина подписали Трехстороннее заявление, в котором украинская сторона соглашалась передать свой ядерный арсенал России. За это Киев получал компенсацию за обогащенный уран из боеголовок, помощь в демонтаже стратегических пусковых систем на своей территории и гарантии безопасности от США и России. Чуть позже в том же году США, Россия и Великобритания подписали Будапештский меморандум, в котором гарантировали Украине безопасность, уважение к ее границам, независимости и суверенитету. Они обещали воздержаться от угроз или применения экономической и военной силы. В 1996 году Украина отправила последние боеголовки в Россию, окончательно отказавшись от статуса третьей крупнейшей в мире ядерной державы.

И вот в 2014 году Россия нарушила условия Будапештского меморандума, применив военную силу для оккупации Крыма, а также развязав войну на Востоке Украины. Реакция США и других стран на российские нарушения была тревожно слабой. В придачу к нарушению самих обязательств перед Украиной, благодаря которым Киев отдал один из крупнейших ядерных арсеналов планеты, Россия также обесценила сам инструмент гарантий безопасности, который помогал убедить страны отказаться от создания ядерных арсеналов в будущем. И это не первый пример того, насколько ненадежна Москва в изношенной международной системе отношений.

Денонсация Будапештского меморандума

Будапештский меморандум должен был защитить Украину от гегемонистских амбиций России. Но вместо этого сегодня Украина страдает из-за тлеющего конфликта в своих восточных регионах, почти 2 миллионов внутренних переселенцев, балансирования на грани войны с Россией, а также недавнего нарушения Россией норм морского права в Азовском море.

Многие из «сепаратистов» на Донбассе являются российскими солдатами, и все они подчиняются российскому военному руководству. Соединенные Штаты и Украина пригласили Россию принять участие в консультациях, как того требует Будапештский меморандум в случае возникновения проблемных вопросов между подписантами документа, но Москва отказалась.

Кремль оправдал свое поведение рядом выдумок, включая заявление о том, что Россия подписывала Будапештский меморандум с украинским правительством, которое существовало во времена президентства Леонида Кучмы, а не с тем, которое было избрано после революции 2013-2014 годов. Но международные законы говорят, что это нелепое оправдание, ведь сделки заключаются между государствами, а не между конкретными их руководителями. И все будущие правительства обязаны выполнять условия международных соглашений.

У России мало причин менять свое поведение. Международное сообщество, включая США, так и не предприняло достаточных мер, чтобы сделать агрессию против Украины слишком дорогой для России. Минские договоренности не принесли мир. Но проблема выходит за рамки одного Минского мирного процесса, медленных украинских реформ и отсутствия успеха санкций. Когда Россия нарушила Будапештский меморандум, она сильно подорвала механизм предоставления гарантий безопасности в международных отношениях, который теперь будет не таким уж и эффективным в решении новых случаев ядерного разоружения.

Глобальные угрозы для движения нераспространения

Это безрассудство особенно опасно во времена, когда страны Южной и Восточной Азии, Ближнего Востока и других регионов пробивают себе путь к ядерному статусу. Когда Соглашение о нераспространении ядерного оружия было подписано полвека назад, в мире существовало лишь пять стран с ядерными арсеналами: США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. Сегодня к ним присоединились еще и Израиль, Индия, Пакистан, КНДР. Так что теперь их девять.

Российские правонарушения дают сигнал таким странам, как Северная Корея и Иран, о том, что у них нет причин верить в гарантии безопасности и участие России в будущих переговорах о нераспространении ядерного оружия или в ее международные обязательства. Эти страны могут задуматься и над тем, почему им стоит верить США или Европе, если они не наказали Россию за ее преступления против Украины.

Чтобы укрепить политику нераспространения ядерных вооружений, Вашингтон должен сделать больше для Украины. Это означает сохранение жестких санкций и усиление давления на европейских партнеров с целью расширения санкций в отношении России. (Недавно Европейский союз проголосовал за то, чтобы не вводить дополнительные санкции против России в связи с захватом Россией украинских судов в Азовском море.)

Это также означает поддержать отправку миротворцев на Донбасс и увеличить количество кораблей НАТО в Черном море, чтобы дать отпор агрессивной активности российских военно-морских сил. Санкции могут быть направлены против России за ее злонамеренную деятельность в Азовском море. Можно также запретить судам под российским флагом и судам, загруженным в российских портах на Азовском или Черном море, заходить в порты США и Европы. США также должны в более жесткой форме потребовать освободить незаконно задержанных Россией украинских моряков и наказать ее в случае отказа.

Трагическая ситуация в Украине и незаконные российские действия, которые вызвали их, — это не просто гуманитарная проблема и грубое нарушение современного международного порядка. Это также большой удар для глобальных усилий по нераспространению ядерного оружия. Через 25 лет после украинского ядерного разоружения мало кто заметил, на какую большую жертву пошла Украина. Благодаря этой ее жертве США и Запад сейчас в большей безопасности.

Последняя, удручающая кода: администрация Трампа сделала Соединенные Штаты частью проблемы. Во время кампании Трампа он безответственно предложил союзникам заменить американский ядерный зонтик собственными ядерными арсеналами. Недавно он сообщил, что Соединенные Штаты выйдут из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), который более 30 лет препятствовал гонке вооружений с Россией.

Если будет новое состязание по совершенствованию и развертыванию противоракетной обороны, оно разожжет конкуренцию и в наступательных вооружениях. При этом Россия будет указывать пальцем на США за ослабление политики глобального нераспространения и контроля над вооружениями, а не наоборот.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.