Нарва, Эстония — Если вы никогда не слышали о Нарве, то, вероятно, скоро услышите об этом городе. Этот небольшой, преимущественно русскоговорящий город расположен на границе Эстонии с Россией и географически отделен от своего более крупного соседа лишь частично замерзшей рекой. Замок XIII века возвышается над проходящими мимо него людьми, тогда как на российском берегу реки расположена пугающая средневековая крепость. Недалеко от этого места можно увидеть памятник покойному великому шахматному гроссмейстеру Паулю Кересу (Paul Keres), который здесь родился и жил в течение продолжавшейся несколько десятилетий советской оккупации, но при этом всегда связывал свой успех с эстонской школой шахмат.
Этот город также является эпицентром того, что может стать вызовом для западного военного альянса, — в НАТО это называют «Сценарий Нарва» (Narva scenario), — вызовом, способным протестировать основы партнерства западных стран в области безопасности.
Когда Эстония вновь обрела свою независимость после развала Советского Союза в 1991 году, Нарва оказалась приграничным городом. Уличные указатели здесь на эстонском языке, официальным языком бизнеса является эстонский, и, кроме того, эта страна требует, чтобы все её граждане владели этим языком. Тем не менее население этого города продолжает оставаться преимущественно русскоговорящим, это этнические русские, и значительное их число из-за незнания языка не могут получить эстонское гражданство. Вместо этого они либо являются гражданами России, либо резидентами Эстонии без гражданства с серыми «паспортами для иноземцев».
Все это, как считают западные официальные лица, отвечающие за вопросы безопасности, делает город главной целью для русских и для их лидера Владимира Путина. Согласно «Сценарию Нарва», как предполагают обеспокоенные страны-члены НАТО, Путин может попытаться захватить его. Такой шаг будет походить на вторжение России в Крым, на аннексированную Россией в 2014 году территорию Украины, а также на попытки вызвать беспорядки на востоке Украины. Однако подобное вторжение на территорию Эстонии будет иметь намного более серьезные последствия, поскольку Эстония является членом НАТО.
Подобная ситуация будет тестом о выполнении обязательств стран-членов НАТО в соответствии с 5 Статьей Вашингтонского договора — положения «один за всех, и все за одного», которое требует, чтобы 29 стран НАТО, включая Соединенные Штаты, встали на защиту других членов западного альянса.
5 статья лишь однажды была приведена в исполнение, и произошло это после террористического нападения 11 сентября (2001 года) на Соединенные Штаты. А если она вновь будет приведена в действие, на этот раз по просьбе Эстонии в ответ на российскую агрессию, то придут ли в таком случае все члены альянса, — решающее значение будет иметь позиция Соединенных Штатов при президенте Дональде Трампе, — на помощь Эстонии? Газета «Нью-Йорк таймс» сообщила в этом месяце, что Трамп рассматривает вопрос о выходе из НАТО, и что американский президент несколько раз публично выразил сомнение по поводу эффективности западного альянса. Подобного рода сообщения и заявления вновь делают актуальным вопрос о его обязательствах в отношении таких стран как Эстония, и, кроме того, возникают опасения по поводу того, что американский президент таким образом поощряет Путина.
В 2014 году, когда Россия вторглась на территорию восточной Украины и захватила Крым, Путин представил себя в качестве защитника русскоговорящего меньшинства на Украине. «Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, — сказал Путин, имея в виду развал Советского Союза. — В одночасье они оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках». Контролируемые Кремлем средства массовой информации утверждали, что новое правительство в Киеве представляет собой прямую угрозу для русскоговорящего населения на востоке Украины. После захвата Крыма был проведен референдум (многие не доверяют его результатам), в ходе которого 95% населения предположительно проголосовали за то, чтобы этот полуостров стал частью России. По всей восточной Украине поддерживаемые Россией сепаратисты продолжают сеять хаос и подрывать суверенитет Украины.
Эстонские официальные лица не согласны с беспокойством по поводу будущего Нарвы, однако активно пытаются еще больше инкорпорировать этот город в состав Эстонии. Проведенное по всей стране в прошлом году исследование показало, что 90% говорящих на эстонском языке респондентов поддерживают членство в НАТО, тогда как лишь 32% русскоговорящих жителей этой страны поддерживают участие Эстонии в альянсе. Больше всего эстонским властям не нравятся заявления Путина о том, что он является защитником русских в Нарве, как и в Крыму. Президент Эстонии Керсти Кальюлайд (Kersti Kaljulaid) в прошлом году совершила необычный шаг и на месяц перенесла свой рабочий кабинет из Таллина в Нарву. Чтобы противостоять влиянию русскоязычных средств массовой информации, Эстония вкладывает деньги в развитие города, а также использует искусство и культуру в попытке улучшить там жизнь.
Эстонские официальные лица уверены, что в случае российской агрессии союзники по НАТО — и особенно Соединенные Штаты — придут к ним на защиту. Они ссылаются при этом на соответствующую статью Вашингтонского договора и добавляют, что Эстония не только направила своих военных в Афганистан, но и является одной из немногих стран, которые расходуют на оборону 2% своего ВВП (излюбленная тема для Трампа). Лаури Куусинг (Lauri Kuusing), советник эстонского президента по внешней политике, подчеркивает, что Кальюлайд в прошлом году посетила Вашингтон и встретилась в Овальном кабинете с Трампом. Кроме того, Эстония поддерживает регулярные контакты с Пентагоном, с Госдепартаментом, с аппаратом вице-президента и с Конгрессом США.
Однако Калев Стойческу (Kalev Stoicescu), работавший послом Эстонии в Вашингтоне с 1997 года по 2000 год, настроен не столь оптимистично. Трамп вызывает в Эстонии беспокойство, сказал он в беседе со мной. Трамп назвал НАТО «устаревшей» организацией в ходе своей предвыборной кампании и, как говорят, продемонстрировал «настоящую вспышку гнева» во время встречи НАТО на уровне глав-государств в июле прошлого года. На саммите группы G20 в прошлом году Трамп, судя по всему, сказал своим коллегам, мировым лидерам, что Крым должен быть частью России, поскольку большая часть людей там говорит по-русски.
Конгресс, пытаясь ограничить тот ущерб, который Трамп может нанести западному альянсу, принял в прошлом году подавляющим большинством голосов и поддержанную обеими партиями резолюцию, подтверждающую обязательства Соединенных Штатов в рамках НАТО. Законодатели могут также попытаться запретить президенту односторонний выход из альянса, и такое предложение было сделано на прошлой неделе на двухпартийной основе группой сенаторов. Палата представителей на этой неделе приняла такой законопроект 357 голосами против 22, и хотя Сенат еще не преступал к его рассмотрению, новый глава сенатского комитета по международным отношениям заявил, что верхняя палата Конгресса далека от того, чтобы поддержать выход Соединенных Штатов из НАТО.
Однако независимо от того, собирается Трамп формально выходить из западного альянса или не собирается, его скептицизм в отношении этой организации может иметь непосредственное воздействие на ситуацию на границе, а также на жизнь людей в таких частях Европы, как Нарва. Слова президента и его твиты все еще способны нанести значительный ущерб западному альянсу. Неопределенность относительно готовности Трампа выполнить обязательства в рамках НАТО делает более вероятной неверную оценку военной ситуации.
Если Путин сделает вывод о том, что при Трампе Соединенные Штаты не собираются выполнять своих обязательств в отношении союзников в Европе, НАТО — а вместе с ней и обещания Америки — могут превратиться в карточный домик, а город Нарва может пасть первым.
Джош Рубин — выпускник юридического факультета Йельского университета; в период с 2015 года по 2017 год он был специальным помощником в аппарате госсекретаря.