Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Observador (Португалия): Украина и христианские ценности Европы

© AP Photo / Mykhailo Markiv, Presidential Press Service Pool Photo via APПрезидент Украины Петр Порошенко и патриарх Филарет во время встречи в Киеве
Президент Украины Петр Порошенко и патриарх Филарет во время встречи в Киеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Португальская газета опубликовала статью министра иностранных дел Украины Павла Климкина, содержание которой, если кратко, таково: в православной России никогда не было таких ценностей, как свобода, демократия, открытость или терпимость, поэтому Россия не принадлежит европейской цивилизации. В отличие от Украины. Благодаря ей христианская религия распространилась от Карпат до Камчатки... И далее по списку.

В январе 2019 года на Украине произошло историческое событие: Православная церковь Украины получила от Константинополя автокефалию и теперь приступает к обновлению своей канонической независимой церкви — возможность, которой она была лишена на протяжении более 300 лет.

Украина по большей части христианская страна. В 988 году н. э. киевский князь Владимир крестил всех киевлян в реке Почайне, приведя их к свету христианской веры. С момента крещения началась подлинная жизнь нашего народа и нашей страны. Будучи верующим христианином, я убежден, что прежде всего принятие христианства принесло нашему народу спасение, однако Владимир выбрал не только веру — это был выбор исторического, цивилизационного, нравственного и культурного пути, то есть всего, что действительно формирует нацию.

Принятие веры в единого Бога на Руси, как тогда называли Украину, объединило восточнославянские племена и укрепило авторитет киевского князя. Спустя полвека, во времена правления сына Владимира, Ярослава Мудрого, Русь располагала более обширными территориями и превратилась в молодое и одно из наиболее развитых государств в Европе. Наряду с религией Русь позаимствовала у Византии богатства ее искусства, культуры и знаний. Киев был мощным и влиятельным духовным и культурным центром, а по всей стране строились церкви, школы и новые города. Расцвет и мощь тогдашней Киевской Руси по-прежнему остаются основой нашего государственного сознания и предметом национальной гордости. В то же время наша приверженность христианскому миру свидетельствует и о значительной роли в развитии европейской цивилизации. Можно сказать, что первый шаг навстречу европейской семье, объединенной общими христианскими ценностями, был сделан как раз во время крещения, в 988 году н.э. Этот шаг навсегда определил европейскую сущность и европейскую судьбу Украины.

Дохристианская Европа дала человечеству идеалы индивидуальной свободы, греческой демократии и римской республики, тогда как христианство подарило ему фундаментальную приверженность любви (гуманизм). Сочетание свободы/демократии с любовью/гуманизмом формирует цивилизационную сущность Европы, которая сегодня служит основой для всех ее принципов и ценностей. С этой точки зрения украинцы, бесспорно, являются европейской нацией, поскольку христианская мораль и стремление к свободе давно выступают ключевыми составляющими нашего менталитета.

Украина/Русь не только получили привилегии от христианства, но и многое дали Церкви Христа, Европе и всему миру. После крещения в Киеве христианство начало распространяться на оставшиеся восточнославянские племена к северу и востоку от Киевской Руси, где несколько столетий спустя возникли современная Белоруссия и Россия. В итоге христианская религия распространилась на огромной территории от Карпат до Камчатки. Согласитесь, без этого наш современный мир выглядел бы совсем иначе.

Именно Киевская Русь, располагавшаяся у границ Восточной Европы, в середине тринадцатого века противостояла татаро-монгольскому нашествию, тем самым защитив Европу от азиатского вторжения. Позднее активными защитниками Европы и христианства перед лицом вторжения Османской империи стали запорожские казаки. Достаточно вспомнить битвы за Хотин (1621) и Вену (1683), которые спасли Центральную Европу от порабощения.

Сегодня казаков часто считают русским явлением, диким и экзотическим, не лишенным налета сомнительного романтизма. Однако именно украинские казаки создали первую военную республику в новой Европе с демократически избранным руководством и провозгласили христианскую веру. В 1054 году, после раскола на католиков и православных, именно на Украине произошло примирение двух конфессий — была создана грекокатолическая церковь. Однако Европа мало знает об этом вкладе Украины в историю европейской цивилизации.

В настоящее время с точки зрения религиозного разнообразия Украина является уникальным пространством, объединяющим в одной стране практически все религии Центральной Европы, которые сосуществуют в условиях мира и дружественного диалога. Терпимость, солидарность и открытость украинцев являются отражением духа Европы, ее фундаментальных ценностей, которыми мы можем гордиться и которые должны отстаивать.

Следует отметить, что религиозная ситуация на Украине отмечена еще одной чертой — исторической травмой. Советская идеология, агрессивно-атеистическая по своей природе, устроила гонения на религию, тысячи священников пали жертвами сталинских репрессий, а Церковь по сути была запрещена. Таким образом, возрождение религии и свободы вероисповедания в сознании нашего народа неразрывно связано с борьбой против коммунистического тоталитаризма, за демократию и все европейские ценности.

Сегодня Украина во многом страна-неофит. А, как известно, вера неофитов гораздо более искренняя и пламенная. Осмелюсь сказать, что в данный момент горячее сердце Европы бьется на Украине. Сегодня старая Европа переживает моральный кризис, сомневается в собственной правоте, а ее жители уже не готовы в случае необходимости встать на защиту европейских ценностей. Украинцы не только готовы это делать — они единственные, кто отстаивает эти ценности с оружием в руках на поле боя. Кажется очевидным, что путинская Россия ведет войну не только против Украины, но и против Европы и всего западного мира, и что этот конфликт носит цивилизационный характер.

В православной России никогда не было таких ценностей, как свобода, демократия, открытость или терпимость. Вот почему Россия не принадлежит европейской цивилизации, несмотря на все внешнее сходство. Отсутствие свободы искажает принцип христианской любви, и нередко она во имя православия и Российской империи превращается в ненависть. К сожалению, цивилизационные различия на Украине экстраполируются на религиозную жизнь, и, как это ни парадоксально, при полной межрелигиозной и межконфессиональной гармонии у нас существует раскол внутри самой православной веры. Наше православие сегодня разделено между автокефальной Православной церковью Украины, независимой от России, и Русской Православной Церковью, которая действует в нашей стране под прямым контролем Москвы.

Но главное, что это разделение не является религиозным по своей природе, поскольку догмы и каноны двух церквей практически идентичны. Скорее, речь идет о желании России любой ценой и любыми способами сохранить контроль над Украиной, своей бывшей колонией. Возможно, католикам это трудно понять, поскольку они могут быть абсолютно уверены в том, что понтифик не находится в подчинении у президента Италии. С Русской Православной Церковью дело обстоит иначе: церковь уже давно прочно связана с российским государственным аппаратом и сегодня является активным лидером шовинистической и империалистической концепции под названием «русский мир».

Я убежден, что автокефалия, которая полностью следует православной традиции (в которой практически каждая страна имеет свою Церковь), открыла путь к объединению всех православных украинцев в одну семью. Я также убежден в необходимости объединения народов Европы вокруг христианских и демократических ценностей, которые на протяжении более тысячи лет определяли успех Европы и всей западной цивилизации. Сегодня мы являемся свидетелями специально разработанной крупномасштабной операции по их уничтожению. Защитить их — наша общая обязанность.