США, их союзников и Россию поразил опасный политический паралич, который, — будь то по ошибке или недосмотру, — может привести к военной конфронтации и даже применению ядерного оружия впервые за 74 года его существования. Необходим смелый политический сдвиг: чтобы отойти от этой смертельной пропасти, мы должны пойти на возобновление стратегического сотрудничества с Россией. В противном случае наши страны вскоре охватит ядерное противостояние, еще более опасное, дезориентирующее и экономически затратное, чем холодная война. Перед США стоит трудная задача, и она же самая важная: продолжить жестко реагировать на российскую агрессию, но при этом переориентироваться на жизненно важные интересы Америки.

Мы трое застали черные полосы в отношениях США с Советским Союзом и пережили ядерную угрозу. Кубинский ракетный кризис 1962 года, арабо-израильская война 1973 года, советское вторжение в Афганистан 1979 года и ядерное противостояние ракет средней дальности 1981-83 годов — все это были периоды повышенной напряженности, снижения доверия и роста ядерных рисков. Вместе с Генри Киссинджером (Henry Kissinger) мы в 2007 году писали, что, несмотря на то, что благодаря сочетанию усердия, профессионализма и удачи мир счастливо избежал ножа холодной войны и его ядерного лезвия, опираться на ядерное оружие ради сдерживания становится тем опаснее и менее эффективно, чем больше государств обзаводятся ядерным оружием. США и другим ядерным государствам еще предстоит предпринять решительные шаги по направлению к безъядерному миру — пока же угроза только нарастает.

Сдерживание не защитит мир от ядерной ошибки или ядерного терроризма. А и то, и другое становится все более вероятным, если между Вашингтоном и Москвой отсутствует прочный и содержательный диалог. Риски усугубляются тем, что угроза кибератак против ядерных систем предупреждения и оперативного управления растет, а глобальные террористические сети ширятся. В последние годы, на фоне кризисов на Украине и в Сирии, американским и российским вооруженным силам вновь приходится действовать в непосредственной близости друг от друга, а это умножает риск того, что акт агрессии, сопровождаемый несчастным случаем или просчетом, приведет к катастрофе.

Чтобы снизить риск конфликта и вывести сотрудничество на новый уровень прозрачности и безопасности, требуется новый комплексный подход. Это потребует от Вашингтона и союзников США совместного подхода к России. Он должен снизить ненужную ядерную угрозу, — а мы на нее сейчас буквально напрашиваемся, — но при этом сохранить наши ценности и обезопасить жизненно важные интересы.

Для начала США должны разобраться с собственной, никуда не годной политикой по России, и поможет в этом Конгресс. Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) и лидер сенатского большинства Митч Макконнелл (Mitch McConnell) должны созвать новую двухпартийную рабочую группу из парламентских лидеров и председателей комитетов для работы с ведущими чиновниками администрации, чтобы укрепить НАТО и возобновить диалог с Россией. В 1980-х так поступила группа наблюдателей за контролем над вооружениями под руководством сенаторов Роберта Бёрда (Robert Byrd) и Боба Доула (Bob Dole). Группа добилась двухпартийного консенсуса в отношении программы модернизации вооруженных сил, укрепила оборону Америки, усилила сдерживающий потенциал НАТО и выработала единую политику по России, которая привела к переговорам по ликвидации ракет в Европе. В конце концов эти меры положили конец холодной войне.

Во-вторых, президенты Трамп и Владимир Путин должны сделать совместное заявление и подтвердить, что победителей в ядерной войне не бывает, а потому нельзя допустить, чтобы она началась. Этим они по сути повторят заявление Рейгана-Горбачева от 1985 года, а его американцы и русские приняли тепло, как начало мер по снижению рисков и улучшению взаимной безопасности. В современном заявлении будет четко оговорено, что, несмотря на всю напряженность, лидеры стран, на которые приходится свыше 90% мирового ядерного арсенала, сознают свою ответственность за меры по предотвращению катастрофы. Это побудит и другие ядерные государства предпринять шаги по снижению ядерной угрозы. Сам момент будет свидетельствовать о приверженности Вашингтона и Москвы делу разоружения, поскольку в следующем году отмечается 50-летие Договора о нераспространении ядерного оружия.

В-третьих, США и Россия должны обсудить широкие рамки стратегической стабильности, включая увеличение времени, отведенное лидерам для принятия решений на фоне глобальной дестабилизации и совершенствования военных технологий. В виде залога на будущее прошлым летом в Хельсинки президенты Трамп и Путин, по всей видимости, договорились начать диалог о стратегической стабильности и ядерной угрозе, нависшей над обеими странами. Тем не менее их неспособность принять надлежащие меры, предоставив военным и гражданским специалистам следить за развитием событий, подчеркивает, насколько опасны нынешние нерабочие отношения.

Пришло время действовать. Американские лидеры не могут взять тайм-аут до тех пор, пока расследование генпрокурора Роберта Мюллера и другие вопросы не решатся либо в Конгрессе, либо в суде. Ждать новой администрации в Белом доме и нового лидера в Кремле или надеяться, что текущие разногласия разрешатся сами собой, тоже некогда. Риск слишком серьезен, чтобы откладывать жизненно важные интересы США в долгий ящик.

США и Россия должны прийти к общему знаменателю по более стабильной архитектуре безопасности на ближайшие пять-десять лет и определить инструменты и политические инициативы, необходимые для достижения этой цели. Наши страны несут общую ответственность за поддержание контактов по урегулированию кризисов, в том числе между нашими вооруженными силами, а также за соблюдение соглашений о контроле над вооружениями и прозрачности. Если соглашения маловероятны или не вполне осуществимы, обязательны договоренности и красные линии.

При поддержке других ядерных государств США и Россия должны решительно противостоять проблемам, угрожающим глобальной безопасности. Нам принципиально важно возобновить взаимодействие с Россией в основополагающих областях, представляющих общий интерес для обеих стран: мы должны снизить зависимость от ядерного оружия, не допустить, чтобы оно попало в дурные руки, проследить, чтобы оно никогда не было пущено в ход, и в конечном итоге прекратить использовать его в качестве угрозы миру.

Господин Шульц — бывший госсекретарь США (1982-1989)

Господин Перри — бывший министр обороны США (1994-1997)

Господин Нанн — бывший сенатор-демократ от штата Джорджия (1972-97) и бывший председатель комитета по вооруженным силам.

Комментарии читателей

Осгуд Карузерс (Osgood Carruthers)

Мудрые слова, но есть, по меньшей мере, две причины, почему этого не произойдет.

Во-первых, это Владимир Путин. Он считает распад СССР и поражение в холодной войне катастрофой. Поэтому неудивительно, что ему нравится нестабильность, угрозы и хаос: мол, это их головная боль, а не моя. Его ничем не заставишь, кроме как предложением, от которого невозможно отказаться. Как, например, поступили с Ираном.

Какое счастье, что Барак Обама с горизонта исчез.

Во-вторых, это американские прогрессивные либералы. Они превратились в нигилистов-радикалов. Пока что их меньшинство, но демократы и так не могут с ними справиться. Их непримиримый подход такой: подрывать всякие успехи, чтобы потом все свалить на Трампа и самим усесться в Белом доме.

Решение — наши голоса.

Голосуешь за демократов — получаешь нигилизм и поражение. Риски и, в конечном счете, катастрофу.

Так что рациональный выбор только один.

Август Росси (August Rossy)

Я лично надеюсь, что Европе придется защищаться от России. Тогда они пошлют на фронт всех этих мигрантов, которые так любят Германию и Францию — пусть повоюют за свою новую родину.

Брайан Мареска (Brian Maresca)

Что Россия случайно нажмет на красную кнопку, за это можно не переживать. Русские упрямые, но ядерное противостояние им не нужно.

Ядерное оружие есть у стран третьего мира, таких как Пакистан и Северная Корея. Пакистан пропагандирует террор, а Кореей правит псих. Остановить распространение ядерных технологий — насущная глобальная задача. Именно на этом США и Россия — а с ними и полуцивилизованные страны, если захотят, — должны сосредоточивать свои совместные усилия. Миру нужен эффективный ядерный наблюдатель, а не бесполезный прихвостень ООН МАГАТЭ. Не повредит действительно полезный надзорный орган, куда войдет и Россия.

Брюс Миллер (Bruce Miller)

Двухпартийное сближение с Россией? Да не смешите меня. Тут же начнутся вопли «измена!» и «сговор с русскими!». Демократам впору на сцене выступать, умора.

Джо Буллард (Joe Bullard)

Прожектерство. Настоящая проблема не в России и не в США.

Эти трое, что правда думают, что Индия / Пакистан возьмут и откажутся от ядерного оружия? Или что Израиль сдаст свое, пока Иран работает над бомбой? А что насчет Северной Кореи?

Кто как, а вот я бы не хотел, чтобы США разоружались. Гарантированное взаимное уничтожение никто не отменял.

Эбби Мэтчес (Abbie Matches)

А Китай? Как можно говорить о диалоге, когда крупных игроков трое?

Маркус Бушонг (Marcus Bushong)

А почему у США нет диалога с русскими, а?

Потому что демократы, семейка Клинтонов и этот их «сговор с русскими». Они отрезали нашему президенту и его администрации все пути к диалогу.

Джеймс Фергюсон (James Ferguson)

Если демократы выиграют и все сделают по-своему, то уж лучше ядерная война.

Томас Снайдер (Tomas Snyder)

Ах, так это МЫ виноваты. Вот чему нас вечно учат политики и дипломаты.

И при этом ни слова о деспотизме и коррупции в России. Ни слова о путинских вторжениях и аннексиях. Ни слова о кибератаках и вмешательстве в выборы.

Мир вздохнет с облегчением, когда бедный, настрадавшийся русский народ сбросит своих продажных лидеров и заживет нормальной мирной жизнью.

Но пока этого не произойдет, в мире будет страшно жить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.