18 октября 1813 года случился поворотный момент в немецкой истории. В битве под Лейпцигом саксонская дивизия внезапно перешла на сторону противника и стала стрелять по своим. Они целились в солдат Наполеона Бонапарта, с которыми вместе шли в бой. И вот теперь они боролись не вместе, а против Франции. Не только Саксония многие годы поддерживала французского короля, но также и Баден, Вюртемберг, Бавария, Вестфалия. А почему бы и нет? Наполеон был просвещенный, прогрессивный, успешный. А Германия? Ее еще не было.
Только многолетнее господство Наполеона над Рейнским союзом, его угнетение Пруссии и десятки тысяч погибших солдат в Русском походе пробудили сопротивление «немцев» и их национальное чувство, подогреваемое стремлением к свободе и самоопределению. Князья раскрыли эти идеи в 1815 году на Венском конгрессе и покончили с ними в ходе революции 1848 года. Бисмарк выдвинул национальные идеи в 1871 году, Вильгельм II начиная с 1890 года превратил их в шовинизм, национал-социалисты трансформировали идею в ее противоположность. Идея свободы и самоопределения все это выстояла и пережила свой расцвет — благодаря США и примирению с европейскими соседями. Национальные объединительные силы были и остаются достаточно сильными, чтобы поддерживать демократическую Германию на протяжении 70 лет — даже пройдя 40-летнее разделение страны. Есть споры между севером и югом, между востоком и западом, но все, в конце концов, чувствуют себя немцами, даже баварцы, которые в свое время маршировали вместе с Наполеоном и еще в 1866 году сражались на стороне Австрии против Пруссии.
Национализм — это история успеха. Да, от него идет линия на самовозвышение, империализм и самое ужасное, что человек когда-либо причинял другому человеку. Но от него также идет линия на самые жизнестойкие и влиятельнейшие демократии мира, в Германии или США, Франции или Испании, Японии или Южной Корее. Мы должны повторить эту историю успеха — на европейском уровне. Тот, кто посмотрит сегодня на континент, увидит лоскутный ковер, на который была похожа Германия 200 лет назад. Увидит ЕС, сообщество государств, граждане которых однажды убивали друг друга, а теперь пытаются сотрудничать. С несколькими наполовину продуманными институтами, несколькими малодушными символами и мифами. Большая часть людей все еще ощущает большую близость со своими странами, чем с этим ЕС. Так же, как раньше их отдельные немецкие земли значили для них больше, чем немецкая нация.
В том числе и поэтому сейчас в Европе крепнет национализм. Тот национализм, который символизирует не свободу, разум и прогресс, а манипулирование, агрессию и отсутствие толерантности, которые ввергли Европу и мир в две крупнейшие войны в истории человечества. Он пока не привел к новым войнам, но он все же уже ослабляет Европу, увеличивая разломы на континенте, в которые клинья вбивают такие страны как Россия и Китай. Но наилучшим инструментом для укрепления ЕС является, как это ни парадоксально, также национализм. Европа должна усвоить правильные уроки из национализма. Должна развиться континентальная идентичность — как в XIX веке возникла национальная идентичность.
Это вопрос баланса. Такой европейский национализм не может основываться на расе, этносе или религии, иначе возникнет зародыш новых войн. Его фундаментом должны стать ценности, на которых основываются самые успешные национальные государства — свобода, равенство, разделение властей. ЕС уже основывается на этих принципах, нужно их наконец-то последовательно и уверенно реализовать. Только затем возникнет «чувство единства», которое станет условием для того, чтобы в один прекрасный день можно было честно и мирно говорить о европейских налогах, социальных льготах и политическом единстве.
Основным условием этого чувства единства являются четкие и безопасные границы. Нужно определить, что такое Европа. Это не означает отгороженность. Но необходима управляемая миграция, которая основывается на правах и санкциях. Миграционный хаос прошлых лет по праву вызвал у миллионов людей вопрос о том, в чем заключается преимущество внешних границ ЕС по сравнению с былыми национальными границами. Смелая, самостоятельная Европа должна также четко определить, кто ее друзья и кто ее противники. Формула простая: наши друзья — те нации, которые разделяют наши ценности. Со всеми другими мы ведем профессиональную дипломатию, но отдаем предпочтение союзам и сделкам с нашими партнерами по ценностям.
В Европе зачастую действуют иначе. Россия разрабатывает новые ядерные ракеты среднего радиуса действия, которые представляют для нас угрозу. Но Германия строит газопровод, который укрепляет Россию и ослабляет восточноевропейских друзей. Италия присоединяется к проекту «Шелкового пути» и встает на сторону Китая, соперничающей с Европой диктатуры. Остается надежда, что давление внешних держав сможет пробудить европейский патриотизм — как это произошло во времена Наполеона на национальном уровне.
Кроме того, Европа с равными нациями должна защищать свои ценности и внутри объединения. Необходимо применять жесткие меры к странам, которые хотят сгладить демократические правила в ЕС. В долгосрочной перспективе это приведет не к расколу, а к большему единству. В то же время Европа должна защищать свои ценности и против политического ислама, второго по величине нелиберального течения нашего времени. Нужно защищаться, когда Саудовская Аравия несет свои радикальные религиозные трактовки на Балканы, и не допускать, чтобы мечети в центре Европы финансировались врагами свободы или возникали параллельные общества с собственной правовой системой.
Но пока европейцы рассматривают ЕС как непоследовательный и слабый союз, граждане чувствуют себя более защищенными внутри своих стран. Только когда будут европейская идентичность, европейская «национальная гордость» и европейский патриотизм, люди почувствуют себя европейцами — что, как показывает немецкий федерализм, не исключает параллельные региональные и национальные категории. В настоящий момент это кажется очень маловероятным. Практически так же, как более 200 лет назад было маловероятно для баварца, саксонца или вестфальца почувствовать себя в один прекрасный день немцем.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 Почему их мэйнстрим постоянно пишет о "клиньях России" раскалывающих ЕС, а не про "брексит"? В последнее время еще начали "признавать" проблему иммиграции - муслимы виноваты (так не бомбите их страны!). Про истинные причины - неравенство европейских народов в ЕС и все увеличивающийся разрыв в доходах населения ни слова. Начали втюхивать какую-то идею "европейского национализма". Вот такой бред точно разрушит ЕС. Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 1 Ivandos, не совсем. То, что переводится на местном ресурсе не очень адекватно характеризует брутто тематику европейских СМИ. Как раз брекзиту (и предстоящим выборам в ЕП) и посвящено процентов 90 внешнеполитической тематики. Статьи про Россию и, тем более, про Украину сейчас реже белой вороны. Но именно они и получают здесь приоритет перевода.. 
| 0 zwaan, понятно , что там тема брекзита и выборов, которые сейчас, первыми идут. Я про, то, что касается "расколов" и иностранного вмешательства. Евроньюс же тоже смотрю... 
| 4 Ivandos, Один в один - "В СССР создана новая человеческая общность "советский народ!" - Л.И. Брежнев ... ну, или кто там за него сочинял... Так что, в добрый путь Европейский Союз ... мультикультурных толерастических республик ... 
| 0 Русский хам, разница в том, что советская идеология подпиралась действиями, была структурирована и была базой. Все начиналось со школы, единой для всех регионов. А здесь- это просто надстройка над бюрократией и схемой перераспределения, вялая замена библейским установкам 
| 2 Необходимо применять жесткие меры к странам, которые хотят сгладить демократические правила в ЕС ================================================================================= Да, демократия такая демократия... Бей своих, что бы чужие боялись. Пофиг на свободу слова, самовыражения, определения своей выгоды и прочая. В стойло, значит в стойло. 
| 6 Правильно пишет товарищ Гейгер. Национальные ценности - то все фигня. Объединять должны евроценности, как-то: педерастия, родитель номер один и номер два, и конечно, толерастия. На толерастии надо остановиться особо. Толерастия - это умение превратить своих граждан в конченных тюфяков, начиная с детской скамьи. Эти терпилы будут все терпеть, говорить простите-извините, когда нужно кому-то просто дать в морду. А когда им самим пробьет в сопатку какой-нибудь дикий африкан, они зарыдают и побегут жаловаться в полицию, но полиция, она ж такая же. Вопрос, кто все это придумал, почему это правильно, и почему нужно жить именно так, а не иначе. 
| 5 Я тоже люблю пафос и демагогию 
| 4 "Россия разрабатывает новые ядерные ракеты среднего радиуса действия, которые представляют для нас угрозу. Но Германия строит газопровод, который укрепляет Россию и ослабляет восточноевропейских друзей." - Полуправда почти как правда особенно для пропагандиста. Германия строит СП-2 потому что это ей выгодно, а не потому что она хочет помочь России. Россия создаёт ракеты средней дальности потому что НАТО-США манипулирует общественным мнением в ЕС и дело ведёт к войне в Европе. Войну можно сдержать только продвинутым ядерным оружием и современными средствами его доставки, а не разговорами о международном праве, которое Вашингтон давно "умножил на ноль" и вышел из почти всех договоров об ограничении вооружений. 
| 2 Сумбур вместо музыки 
| 2 "не свободу, разум и прогресс, а манипулирование, агрессию и отсутствие толерантности — которые обрушили Европу и мир в две крупнейших войны в истории человечества. " Мир обрушили не отсутствие толерантности, а капиталистическая конкуренция в стадии империализма в условиях кризиса перепроизводства и не достаточного размера рынков сбыта. Когда не хватает рынков сбыта начинаются патриотические лозунги, агрессивная предвоенная агитация, перекрестные торговые органичения, а потом мировая война. 
| 5 Точно кто-то подметил, что на протяжении последних 5 веков в Европке у "креативного класса" сносит крышу, они объединяются, прут на Россию, получают в рыло и уползают зализывая раны на следующие 100 лет. Почему 100 лет? Потому что происходит полная смена поколений. Уже не остается тех, кто просто помнит, как его отец или дед под барабанный бой и бравурные песни отправлялись "показать этим русским" или "наказать Россию за..(подойдет любой повод" А потом побитые и униженные поражением убирались восвояси, причем далеко не все. БОльшая часть оставалась в русской земле. Вот и сейчас уже тоскуют: = Остается надежда, что давление внешних держав сможет пробудить европейский патриотизм — как это произошло во времена Наполеона на национальном уровне.= 
| 3 люди, которые почувствуют себя европейцами с европейской идентичностью, с европейская «национальной гордостью» и европейским патриотизмом на каком европейском идентично-патриотичном гордом языке будут разговаривать? 
| 1 Автор пытается совместить демократию и единство. Демократия стоит на том, что монолитное целое разлагается на отдельные единицы.
Показать новые комментарии (0)Ivandos
zwaan
Ivandos
Русский хам
zulu
rusgan110
Утенок Му
DriSpax2019
bot_1975
Чайников
Him
Bort829
custos
pq17
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)