Очередным всплеском напряженности в трансатлантических отношениях станет то, что европейские суда, участвующие в строительстве спорного газопровода из России в Германию, могут быть подвергнуты санкциям США в соответствии с новым законопроектом, который будет внесен на рассмотрение в сенат США уже в понедельник.
Согласно этому законопроекту, подготовленному сенатором-республиканцем Тедом Крузом (Ted Cruz) и сенатором-демократом Джин Шахин (Jeanne Shaheen), санкции коснутся компаний, участвующих в прокладке подводных трубопроводов, которые являются частью российских энергетических проектов. Основной мишенью станет трубопровод «Северный поток — 2», который превратился с источник серьезных трений между США и Германией. Репортерам издания «Форин полиси» удалось ознакомиться с копией этого законопроекта.
По словам критиков, проект «Северный поток — 2», который позволит удвоить количество газа, поставляемого из России в Германию через Балтийское море, имеет довольно мало коммерческой ценности и является инструментом геополитической игры, которую ведет Москва, чтобы увеличить свое влияние на Западную Европу. Такие страны, как Польша и государства Балтии, выступают против строительства этого газопровода. Они также предупреждают, что этот газопровод может привести к дестабилизации Украины, которая продолжает вести войну против поддерживаемых Россией сепаратистов. Несмотря на этот конфликт, украинские власти довольно сильно зависят от той прибыли, которую приносит транзит российского газа, идущего через территорию Украины в Европу.
Новый законопроект вводит санкции против судов, используемых в прокладке подводных участков трубопровода, — здесь применяются ноу-хау, которыми располагают западные компании и которых пока нет у России. «Это одна из тех немногих сфер, в которой у "Газпрома" нет достаточных технических знаний и технологий, необходимых для реализации подобных проектов», — сказала Агния Григас (Agnia Grigas), эксперт по энергетическим вопросам в Атлантическом совете.
По словам одного источника в Республиканской партии, знакомого с текстом законопроекта, основой для некоторых его частей послужили прежние попытки США ввести санкции против иранского нефтяного экспорта.
Чиновники администрации Трампа месяцами предупреждали о санкциях, которые коснутся газопровода, если реализация проекта продолжится. В январе посол США в Германии Ричард Гренелл (Richard Grenell) написал письмо группе компаний, занимающихся строительством «Северного потока-2», в котором он предупредил о возможном введении санкций в том случае, если они продолжат реализацию проекта, — он сослался на закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» 2017 года.
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас (Heiko Maas) раскритиковал угрозы США. «Вопросы европейской энергетической политики должны решаться в Европе, а не в США, — заявил Маас. — Введение односторонних санкций против "Северного потока — 2" — это неверное решение».
Согласно новому законопроекту, лица, которые продолжают продавать или сдавать в аренду суда, используемые в строительстве «Северного потока-2», столкнутся с запретом на въезд в США, а их активы в США будут заморожены. Этот законопроект также предполагает целый ряд карательных мер, направленных против тех лиц, которые обеспечивают финансовую и техническую поддержку или страхование судов.
«Сможет ли он вызвать отсрочку? Несомненно. Сможет ли он остановить реализацию проекта полностью? Теперь я в этом сомневаюсь, — сказал Ричард Невью (Richard Nephew), старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики в Колумбийском университете. — Русские ясно дали понять, что они будут продолжать, несмотря ни на что».
Невью, который прежде занимал должность главного заместителя координатора по санкционной политике в Госдепартаменте США, сказал, что, хотя введение американских санкций может свести на нет участие западных судов, спустя некоторое время Россия обязательно разработает свои собственные технологии.
Поскольку под санкции в соответствии с проектом закона подпадают все суда, которые ведут прокладку труб для экспорта российского газа на глубине 30 метров, он может коснуться и судов, задействованных в строительстве «Турецкого потока», который ведет из России в Турцию через Черное море.
По словам Григас, автора книги «Новая геополитика природного газа» (New Geopolitics of Natural Gas), эти два газопровода являются частью попыток России укрепить позиции на европейском газовом рынке на фоне растущей конкуренции в мире.
В своем нынешнем формате законопроект также требует от госсекретаря ежегодно представлять Конгрессу доклад, в котором должна анализироваться деятельность всех компаний, участвующих в строительстве «Северного потока-2», включая финансовые учреждения, и оцениваться, нарушили ли они какие-либо другие санкции США в отношении российских граждан или компаний.
Представители проекта «Северный поток — 2» не ответили на нашу просьбу прокомментировать ситуацию.
Проект документа предлагает ввести жесткий контроль над двумя компаниями, которые имеют контракты на прокладку труб для «Северного потока — 2»: швейцарской Allseas и итальянской Saipem — двух из довольно небольшого числа компаний, управляющих судами для прокладки труб. Законопроект также предлагает усилить давление на «Газпром» и пять компаний-партнеров по «Северному потоку — 2»: Uniper и Wintershall из Германии, англо-голландскую Shell, австрийскую OMV и французскую компанию Engie.
Этот 9,5-миллиардный проект, который должен быть завершен в конце следующего года, может позволить России поставлять природный газ в Европу, полностью минуя территорию Украины и таким образом лишая Киев 2-3 миллиардов долларов прибыли от транзита газа. Контракт на транзит газа, подписанный между украинской государственной компанией «Нафтогаз» и российским «Газпромом», истекает в конце года. Если он не будет продлен, потеря прибыли от транзита может погрузить хрупкую украинскую экономику в состояние рецессии, о чем сказал Юрий Витренко, исполнительный директор Нафтогаза.
«Честно говоря, мы к этому совершенно не готовы», — добавил он.
В настоящее время Нафтогаз накапливает резервы, чтобы отапливать жилые дома зимой, и планирует получать газ из Европы, но, по словам Витренко, Украина может столкнуться с нехваткой энергоресурсов, если она лишится доступа к российскому газу.