Контракт на покупку Турцией российских зенитно-ракетных систем С-400 уже два года остается одной из самых обсуждаемых тем в отношениях двух стран. В нем видят угрозу традиционному прозападному курсу Турции и неожиданную победу России, которая смогла убедить одну из ключевых стран НАТО в превосходстве своих вооружений. Сделку жестко критикуют в Вашингтоне, угрожая Анкаре самыми серьезными последствиями, если С-400 все-таки будут куплены.
Однако при ближайшем рассмотрении в этом соглашении не так много неожиданного. Скорее оно стало закономерным итогом многолетней работы по продвижению российских вооружений на турецком рынке, а также развития ситуации в регионе. США во многом сами подтолкнули Турцию к такому выбору, и теперь отыграть ситуацию назад уже вряд ли получится, несмотря даже на самую жесткую критику.
Турецкие потребности
Россия начала активно знакомить Турцию со своими системами противовоздушной и противоракетной обороны еще восемь лет назад. В 2011 году концерн «Алмаз-Антей» привез в Стамбул на оборонную выставку IDEF-11 комплекс «Антей-2500» (С-300ВМ). Эта система была заявлена Москвой и на турецкий тендер по закупке средств ПВО.
Тогда Рособоронэкспорт не смог побороть конкурентов: китайский зенитно-ракетный комплекс FD-2000, американский «Пэтриот» и европейский SAMP/T. По имеющимся данным, предложение «Алмаз-Антей» не устроило турок по целому ряду параметров: цене, передаче технологий и совместному производству с локализацией.
Источники, знакомые с ходом торгов, говорят, что тогда российская сторона не всегда действовала гибко и с прицелом на победу. Турки были готовы и далее рассматривать заявку России, но с определенными корректировками и доработками, на которые Москва пойти не захотела.
В 2013 году Анкара начала предметно обсуждать с Пекином покупку китайских комплексов FD-2000, но спустя год отменила тендер, не сумев договориться.
Уже тогда США очень настороженно и критично отзывались о том, что Турция пытается купить противоракетные системы у третьих стран. Хотя Вашингтон сам подтолкнул Анкару к такому решению: в 2015 году США и НАТО забрали из Турции временно размещенные там дивизионы «Пэтриот». Шесть установок находились в стране с 2013 года и появились там после долгих уговоров Анкары, которая настаивала, что ей необходима дополнительная защита от ракет, минометных снарядов и самолетов, залетающих через границу с территории соседней Сирии.
США отказались продавать Турции комплексы «Пэтриот». Коммерческая поставка таких сложных вооружений снизила бы зависимость Турции от США и НАТО. Плюс Анкара всегда настаивает на трансфере технологий, а Вашингтон это делает крайне неохотно, защищая свои патенты и наработки. Например, по этой причине провалились переговоры о поставке туркам ударных вертолетов в рамках проекта ATAK в 1997-2005 годах — тогда американцы отвергли почти все запросы Турции о передаче технологий или совместном производстве.
Оставшись без защиты НАТО и без собственного зенитно-ракетного купола, Анкара оказалась в неприятной ситуации. Разумеется, у Турции нет оперативной необходимости защищаться от сложных баллистических целей и налетов боевой авиации. Но собственные современные и мощные средства ПВО — это престижно и необходимо туркам для реализации растущих региональных амбиций.
Сейчас у Турции есть реактивные средства ПВО/ПРО ближнего, среднего и дальнего радиуса действия. Частично это американские системы MIM (начало их разработки приходится еще на 1950-е годы) и отечественные Hisar. Также на вооружении есть «Стингеры», которые, однако, не
помогут в борьбе против баллистических ракет или сверхзвуковых истребителей.
Проблема в том, что все эти вооружения не дают Турции тех возможностей, которые необходимы руководству страны. Для Анкары системы типа С-400 или «Пэтриот» — это инструмент сдерживания и политического влияния на соседние страны: Сирию, Ирак, Грецию, Израиль. Также это способность самостоятельно мониторить значительные территории в регионе.
Момент для С-400
В 2016 году стало известно о переговорах России и Турции о возможной покупке С-400. В 2017-м контракт был подписан, турки внесли аванс. Покупка комплексов экономически выгодна Турции — сумма контракта ниже той, что просят китайцы или американцы.
Точно неизвестно, пошла ли Москва на передачу технологий, и если да, то в каком объеме. Но важным преимуществом для Турции стало то, что Россия согласилась выделить ей под эту сделку кредит $2,5 млрд. Это почти половина общей стоимости, и получен он явно не на самых жестких условиях.
Для многих такое соглашение стало большим сюрпризом. Ведь буквально за несколько месяцев до этого страны были на грани открытой конфронтации из-за того, что в ноябре 2015 года турки сбили российский Су-24 у сирийской границы. Однако надо помнить, что Россия уже много лет пыталась пробиться на турецкий рынок вооружений. Скорее всего, была проделана работа над ошибками после проигрыша в предыдущих тендерах, в которых Россия участвует с конца 1990-х годов.
Также после сбитого Су-24 Россия оказывала сильное давление на Турцию по самым разным направлениям: от поставок овощей до туризма. Поэтому не исключено, что отказ от российского предложения после знаменитого «удара в спину» мог бы обойтись Турции слишком дорого.
Момент был выбран удачный: с 2015 года турецкую территорию больше не защищали «Пэтриот», а война в Сирии продолжалась. Переговоры турок с американцами о покупке этих систем зашли в тупик, да и в целом отношения двух стран выглядели не лучшим образом после провалившейся попытки госпереворота летом 2016 года, в организации которой турецкие власти обвинили живущего в США проповедника Фетхуллаха Гюлена.
Куда дострелит С-400
Российские С-400 дадут Турции ощутимое превосходство над многими другими государствами региона. Эффективная дальность поражения цели у С-400 — 400 км, радар бьет на 600 км по кругу. Это означает, что размещенный в самой южной точке Турции комплекс сможет видеть запуски ракет и перемещения авиации во всем секторе Газа, около Иерусалима и Тель-Авива.
Бейрут, Дамаск, все Восточное Средиземноморье будут на экране радара. В радиус поражения при этом попадает Хайфа и Назарет, Дамаск и в целом почти вся территория Сирии. Размещенный на востоке страны радар будет следить за Багдадом и добьет до предместий Тегерана.
Израиль тут упомянут не зря. Турки, конечно, не расценивают еврейское государство как реального противника, но внимательно следят за поведением Армии обороны Израиля в Палестине и сопредельных государствах. Президента Турции Эрдогана крайне раздражает безнаказанность израильтян, а также то, что их действия получают поддержку со стороны США.
С 2010 года, когда израильский спецназ захватил паром «Мави Мармара», дружба между Анкарой и Тель-Авивом сменилась дипломатическим кризисом и почти полным разрывом отношений. Эрдоган добавил в свою риторику четкую антиизраильскую линию, которая сохраняется до сих пор, несмотря на потепление отношений между странами. Турецкий лидер не может отказаться от критики Израиля, потому что она приносит ему внушительные дивиденды — голоса избирателей дома и популярность в других странах региона.
Так что С-400 могут стать удачным дополнением к этой политике. Более того, системы смогут мониторить и кипрский угол. Ведь Анкара уже не раз высказывала недовольство договоренностями Никосии и Тель-Авива по разработке нефти и газа на шельфе в зонах, которые Турция считает общими.
Ответ США
Неудивительно, что США как союзника Израиля выводит из себя такая самодеятельность Турции. Для Вашингтона недопустимо, чтобы за американским союзником приглядывали системы потенциального противника. Да и сами израильтяне, скорее всего, призывают американцев как-то повлиять на ситуацию.
Поэтому США начали открыто угрожать Турции тяжелыми последствиями за покупку С-400 — например, исключить ее из программы Joint Strike Fighter (JSF) по созданию истребителей F-35. Эта программа реализуется консорциумом западных компаний во главе с США, чтобы заменить имеющиеся у этих стран ударные истребители на новую модель. Анкара очень заинтересована в такой замене — сейчас у турок на вооружении в основном остаются глубоко модернизированные F-16 и F-4, которые уже не могут конкурировать с современными машинами.
Турция уже заказала сто F-35, но если С-400 будет постоянно за ними наблюдать, то, как опасаются Штаты, некоторые технологии могут оказаться раскрытыми и, вероятно, переданными Москве. Это, в свою очередь, может привести к снижению спроса на F-35, а значит, и к удорожанию самолета, потому что чем больше заказов, тем дешевле обходится каждая машина.
К тому же F-35 создавался как малозаметный самолет для дистанционного поражения цели, а не как участник воздушных боев. При столкновении с российскими аналогами F-35 может проиграть по маневренности и скорости. Поэтому основная тактика применения F-35 заключается в том, чтобы незаметно для радаров подлететь на расстояние выстрела ракеты, поразить цель и вернуться на базу, не встречаясь с истребителями противника.
В такой ситуации именно на системы ПВО ложится основная задача по обнаружению и перехвату этих самолетов. И если F-35 лишатся превосходства над ПВО противника, проект сильно потеряет в коммерческой привлекательности.
Однако сложно представить, чтобы американцы решились реализовать свою угрозу и действительно исключить Турцию из проекта F-35. Это будет дорого стоить консорциуму. К тому же на турок завязана внушительная часть производственной цепочки, переформатировать которую будет тяжело.
Фобии холодной войны
Резкость критики, с которой США обрушились на турецкую покупку С-400, объясняется еще и тем, что сделка задевает давние американские фобии, сформировавшиеся во времена холодной войны. В свое время США и СССР пошли разными путями в гонке вооружений. Советы уделяли больше внимания разработке средств ПВО/ПРО, а Штаты сделали ставку на авиацию, которую не поймают советские радары и ракеты. Это противостояние описано от первого лица в мемуарах «Skunk works» гендиректора компании Lockheed Бена Рича. Lockheed создала самолет-шпион U-2, самолет-разведчик A-12, знаменитый Lockheed SR-71 Blackbird, незаметный F-117.
Эти самолеты создавались именно для того, чтобы не попадаться советским ПВО, которые, по ряду оценок американских военных эпохи холодной войны, были лучше американских. F-22 Raptor и F-35 — тоже разработка Lockheed.
Так что у Пентагона есть основания бояться российских ЗРС. Ведь по ряду заявленных характеристик они превосходят «Пэтриот» и даже THAAD. Российские ракеты способны перехватывать цели на скорости 14 Махов (17 тысяч км/час), имеют больший потолок и дистанцию перехвата, больше ракет в дивизионе. Радары превосходят американские аналоги для этих систем по дальности обнаружения и по количеству одновременно сопровождаемых целей.
Информации о результатах практического применения этих систем почти нет, так что однозначно сделать вывод о превосходстве С-400 нельзя. Но даже цифры в техпаспорте российских ЗРС не могут не нервировать военных в Пентагоне.
Может ли Турция отказаться
Эрдоган славится своей непредсказуемостью. Известно и то, что он больше тактик, чем стратег. Так что теоретически Анкара все еще может забрать свой аванс за С-400 и разорвать контракт. Однако для такого развития должно случиться что-то экстраординарное.
Некоторые турецкие обозреватели считают, что с С-400 власти могут поступить так же, как в конфликте из-за американского пастора Эндрю Брансона. Эрдоган громко заявлял, что тот надолго сядет в турецкую тюрьму по обвинениям в терроризме. США ответили рядом экономических мер, типа повышения импортных пошлин для турецких товаров. В результате после пары слушаний пастор сел не в тюрьму, а на частный самолет в Измире и вылетел на родину.
Считается, что давление США может привести к тому, что Турция похожим образом отменит контракт по С-400. Но в отличие от конфликта с Брансоном в этой дискуссии уже три участника. Турция знакома с американскими методами давления и способна просчитать некоторые шаги Вашингтона. Россия же не хочет срыва договоренностей, так как это потеря денег и военно-политического влияния. Учитывая, что США лишились многих позиций в Сирии, доверия Эрдогана и не хотят предлагать на выгодных условиях Турции «Пэтриот», их попытки повлиять на ситуацию могут оказаться недостаточно эффективными.
К тому же турецкая покупка С-400 — это не первый случай, когда союзники США по НАТО решают закупить российские системы. В конце 1990-х годов Вашингтон не видел никаких технических проблем в принятии на вооружение С-300, например, в Греции. У Афин до сих пор есть два дивизиона этих ЗРС, но это не мешает Греции входить в список потенциальных покупателей самолета F-35. Конечно, технологически С-300 менее совершенны, чем С-400, но очевидно, что дело тут еще и в том, что США в целом нервирует все большее желание Турции развивать связи как с Западом, так и с Востоком.
Турция видит, что позиция США неконструктивна, и продолжает настаивать на своем праве выбирать продавца. Также в Анкаре понимают, что даже с российскими С-400 турки останутся для Вашингтона слишком важными союзниками в регионе, чтобы принимать против них по-настоящему решительные меры.