Мы переживаем интересное время в контексте международных отношений. В регионе идет серьезное противостояние. Турцию пытаются взять в клещи со стороны сирийской границы и Средиземного моря. Напряженность Иран — США вошла в еще более болезненный процесс, чем когда-либо. Это влияет на регион с точки зрения вопросов, связанных с политикой, экономикой и безопасностью. Турция в ответ на события, причиняющие вред ее интересам, предпринимает стратегические шаги и отражает этот двусторонний охват, который пытаются применить против нее. Поведаю несколько закулисных сведений об этих шагах, не так широко известных общественности.
Первое. Со 2 мая США отменили исключения из антииранских санкций в отношении некоторых стран, в том числе Турции. Интерес представлял вопрос о том, что Турция будет делать в этой связи. В течение последних шести месяцев Турция постепенно сокращала закупки нефти у Ирана, а начиная со 2 мая полностью прекратила импорт иранской нефти. Турция на 90% зависит от закупок нефти извне. Поэтому важный вопрос состоит в том, какие шаги мы будем делать для обеспечения своих потребностей в нефти. Здесь на передний план выходят три варианта: в большей степени Ирак и Россия и в меньшей — Саудовская Аравия.
В этой связи визит премьер-министра Ирака Абдулмехди в Турцию был критически важен. В двусторонней повестке с Ираком много тем. Среди них выделяются безопасность, борьба с терроризмом, таможенные посты. Но, пожалуй, самая важная — энергетика. Планируется углубить сотрудничество двух стран в сфере энергетики. К тому же свое место в повестке дня сохраняет иск, поданный Багдадом в арбитраж к Турции из-за нефти северного Ирака. В прошлом месяце в прессе нашла отражение информация о том, что Ирак якобы отсрочил этот иск. Ожидается, что в ответ на справедливые тезисы Турции Багдад в ближайшее время полностью закроет это досье.
Второе. На прошлой неделе я в общих чертах касался ситуации в Восточном Средиземноморье и вопроса о переделе энергоресурсов. Я отмечал, что в Средиземном море создается фронт, нацеленный на исключение Турции из игры, в состав этого фронта входят США, Израиль, греческие власти Кипра и Греция. Здесь мне следует добавить некоторые новые сведения. Известно, что буровые работы, которые Турция осуществляет на западе от Кипра, наводят ужас на греков-киприотов. Греческие власти Кипра пригрозили добиться принятия решения в масштабах всей Европы о задержании персонала турецкого бурового судна. Стало известно, что за этой угрозой стоит попытка греческих властей острова запугать иностранцев, которые работают на Турцию на судне «Фатих» (Fatih). Греки-киприоты считают, что, если они не смогли остановить судно «Фатих», защищаемое фрегатами, то они смогут сорвать буровые работы, напугав его персонал.
В этом вопросе позиция Анкары безупречна. Все работы проводятся в соответствии с международным правом. Поэтому в ближайшие дни будет сделан еще один шаг. Турция отправит в воды Кипра второе буровое судно «Явуз» (Yavuz). «Явуз» устремится на восток от Кипра. Турция таким образом будет осуществлять поиск природного газа как на западе, так и на востоке от острова.
Третье. Идлиб на севере Сирии — горячий пункт повестки дня. Войска режима, поддерживаемые Россией, атакуют Идлиб. Россию предупредили, что эти действия еще более усугубят существующие проблемы. Когда нападения не прекратились, вмешался президент Эрдоган. Утверждается, что после переговоров Эрдоган — Путин атак стало меньше. Что будет дальше? Дамасский режим под предлогом «Хайят Тахрир аш-Шам» (преемница «Джебхат ан-Нусры», запрещенной в РФ — прим. ред.), похоже, нацелился на Идлиб после Алеппо. Но это значит еще больше невинных жертв и еще больше беженцев. Наряду с этим Идлиб также крайне важен для безопасности Турции. В период споров вокруг С-400, думаю, что прежде всего Путин должен понять эту ситуацию.