«Темная ночь только пули свистят по степи / Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают… / В темную ночь ты любимая, знаю, не спишь / И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь», — так начинается песня, написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. Она стала популярной в 1943 году, когда прозвучала в советском военном фильме, который рассказывает историю отправленного куда-то на фронт в степях красноармейца, тоскующего по своей любимой.
На польский язык ее текст перевел Юлиан Тувим (Julian Tuwim), а исполняла ее Вера Гран (Wiera Gran). Сыграть эту песню во время европейской музейной ночи в Музее второй мировой войны собирались также гданьские музыканты, однако, их выступление прервал назначенный на пост его директора партией «Право и справедливость» Кароль Навроцкий (Karol Nawrocki). Как пишет на своей странице в «Фейсбуке» один из членов музыкального коллектива, тот кричал, что это «большевистское произведение». Сам директор написал: «В нашем музее уже нет места советской пропаганде!» Значит ли это, что раньше она там была? Да и вообще, любовь и тоску сложно назвать исключительно советскими феноменами, а музей не принадлежит лично Навроцкому. Если что-то в этой истории и напоминает о большевистских практиках, то уж точно не песня в переводе Тувима.
Ранее, внося изменения в основную экспозицию, Навроцкий уже изъял из нее упоминание о количестве бойцов, прошедших через советские партизанские отряды. В черно-белом историческом дискурсе «Права и справедливости» красноармейцы фигурируют лишь как абсолютное зло, в нем нет места идее, что они принимали участие в освобождении Польши и концентрационных лагерей. Недавно я ехала на поезде, который шел из Жешува в Краков, и кто-то в вагоне начал играть на скрипке мелодию «Катюши». Кароль Навроцкий наверняка велел бы высадить такого скрипача на ближайшей станции.
Мне также вспоминается история, случившаяся в Лодзи: депутату городского собрания от «Права и справедливости» Петру Адамчику (Piotr Adamczyk) помешало присутствие в репертуаре Лодзинской филармонии произведений Шостаковича и Прокофьева. В 2015 году он подал запрос на эту тему, в котором писал: «На самом ли деле наша публика хочет слушать таких композиторов, как Дмитрий Шостакович с его просоветским творчеством (посвященная Ленину Симфония № 12, музыка к фильму „Новый Вавилон" о члене Парижской коммуны) или Сергея Прокофьева с его кантатой „Александр Невский"?» У меня просто опускаются руки. Если Петр Адамчик и прочие представители «Права и справедливости» не понимают, какое место занимают эти композиторы в истории мировой музыки, то, пожалуй, уже ничего не поделаешь.
Невежды из «Права и справедливости» хотят принимать решения за граждан и говорить им, что слушать. Может быть, тогда лучше вообще запретить музыку, как в Иране в 1979 году при талибах или в «Исламском государстве»*? Сейм в его сегодняшнем составе наверняка принял бы соответствующий закон за одну ночь.
Забавно только то, что, по мнению председателя «Права и справедливости» Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński), «зоны шариата», напротив, создаст в Польше оппозиция, если ей удастся одержать победу на выборах.
* запрещенная в РФ организация, прим.ред.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 0 При демократии главный кто? Кароль! 
| 0 А вот, ответ директора музея (ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/312513-zayavlenie-muzeya-ii-mirovoy-voyny-v-gdanske/&): В связи с медийной бурей относительно ситуации в ходе вчерашней Ночи Музеев в Музее II Мировой Войны, вызванной ложной информацией, заключающейся в комментарии Петра Косевского, опубликованном в социальной сети, Музей заявляет: Ход «происшествия» был совершенно иной, нежели утверждает П. Косевский. Директор Музея обратил внимание музыкантов на неуместность исполнения советского пропагандистского произведения в контексте Ночи Музеев в МIIМВ, одновременно попросив прекратить исполнять его и продолжать выступление. Следует заметить, что, вопреки информации, представленной общественному мнению некоторыми СМИ, это не был концерт и ни на какой сцене он не происходил. Согласно договору с музыкантами это должно было быть выступление, сопровождающее другие мероприятия, предусмотренные программой Ночи Музеев, в качестве музыкального фона. Директор не повышал голос и ни разу не упоминал, какой пост в Музее он занимает (его представил музыкантам его заместитель, являющийся свидетелем произошедшего), не приказывал «собрать вещи и покинуть Музей». Между тем реакция музыкантов на замечание и просьбу удалить неуместное произведение из репертуара была пренебрежительной и невежливой. Ведь они согласились на выступление (и уж, конечно, не благотворительное), а потому обязаны были подчиниться указаниям заказчика услуги. Как в этом контексте можно оценить выкрики «О Боже!», «возмутительно!», и «ведь это Тувим», а также отказ подчиниться заказчику услуги, то есть Директору Музея? «Собрать вещи и покинуть Музей» не было распоряжением Директора Музея, как лживо утверждает П. Косевский, а совместно выработанным компромиссом между «этого, пожалуйста, не исполняйте» и «никто не смеет указывать нам, что мы должны исполнять», а, следовательно, было вызвано скорее упрямством музыкантов, в особенности лидера ансамбля, нежели давлением Директора Музея. Причиной реакции Директора Навроцкого был однозначно пропагандистский характер произведения «Tiomnaja nocz», созданного в 1943 на потребу пропагандистской продукции советского кинематографа под названием «Два бойца». Произведение это лживым образом изображает размышления советского солдата, который тоскует по оставленной дома женщине, утирающей слёзы над кроваткой (возможно, их общего) ребёнка. Это пример создания легенды романтичного krasnoarmiejca, который воюет за Страну Советов и тоскует по дому. Прямо-таки хочется спросить, он этой ностальгией страдает до, после или в перерыве между убийствами, грабежами и изнасилованиями женщин (а также часто – детей), что массово практиковалось «романтичными» советами по пути к Берлину через территории, населённые поляками. И этого факта нисколько не меняет существование польского перевода авторства Ю. Тувима, чем пытались прикрыться музыканты, обосновывая этим своё упорство в отказе прекратить исполнять это произведение. Музей возмущён поведением музыкантов как в ходе происшествия, так и позднее, во время публикации ложной версии событий. Трудно отделаться от впечатления, что это была заранее срежиссированная провокация с политическим подтекстом, тем более что в комментарии Моники Киек (вокалистки ансамбля) появился в ходе разжигания интернетовского хейта призыв: «Пожалуйста, идите на выборы», который трудно счесть заботой о явке избирателей. Это очень плохо, что Ночи Музеев сопутствовал столь неприятный инцидент, тем более что в Музее II Мировой Войны состоялось уже около 20 концертов и других музыкальных мероприятий, и никогда подобные проблемы не возникали. Но перед лицом упорства музыкантов, настаивающих на исполнении произведения, искажающего правду об участии советских солдат во II Мировой Войне, Директор Кароль Навроцкий не мог поступить иначе. Александр Масловский, пресс-секретарь Музея II Мировой Войны в Гданьске Раскрыть всю ветку (8 сообщений в ветке) 
| 0 oz, фашисты. 
| 0 oz, А ты для чего эту отмазку опубликовал? Но даже в этой отмазке видна неадекватность этого полена. 
| 0 flightnavigator, Как раз, для этого. 
| 0 oz, ну т.е. пропагандистский характер произведения, с т.зр. руководства музея, заключается в том, что лирический герой - боец Красной армии - изображен в качестве нормального человека, а не кровожадного монстра, насилующего и убивающего детей. Что тут скажешь... Поляки по ходу уже окончательно кукушкой поехали на почве русофобии. 
| 0 Miss Understanding, Если бы не эти "кровожадные монстры", сотнями тысяч полёгшие на польской земле, музей сейчас располагался бы не в Гданьске, а в Данциге. И, естественно, никакой Польши не существовало бы. Не понимаю, как всё это совмещайся в их польских головах. 
| 0 oz, а я понимаю. Поляков спасла от истребления та страна и тот народ, который они люто ненавидят. Они понимают, что в долгу перед Россией, и от этого ненавидят ещё сильнее. Прочитайте польское стихотворение "Красная зараза". Вы сами всё поймёте. 
| 0 oz, Тогда прошу прощения. Просто надо было аннотацию сделать перед этим польским высером. 
| 0 oz, Жертва аборта этот директор. 
| 0 Обнадеживает только одно, Россия не СССР, и никогда им не будет. Хочется надеяться, что никогда ни солдаты, ни МЧСовцы, медики и прочие русские представители экстренных служб и специалисты в различных областях, не будут жертвовать собой во имя спасения всех этих негодяев. НИКОГДА! Ни какой помощи и сочувствия ни в чем. Зло должно и будет наказано. Только интересы России во взаимоотношениях. Россия прежде всего, Москва слезам не верит, а слезам предателей и подавно. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 scorpio111155, "НИКОГДА! Ни какой помощи и сочувствия ни в чем". Почему-то мне кажется, что советские солдаты, освобождавшие Польшу от фашистов, с Вами категорически не согласились бы. Потому что были гуманистами по сути. 
| 0 Аватара Тары, и мы видим, как им за это отплатили. Есть такой раздел математики: теория игр, изучает выигрышные стратегии. Так вот неоднократные эксперименты по моделированию отношений в человеческом обществе показали, что ЕДИНСТВЕННАЯ выигрышная стратегия: -- отнестись по-человечески к любому ОДИН ПЕРВЫЙ РАЗ -- если в ответку получишь ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ отношение, то продолжать добрососедские отношения до нижеследующего пункта: -- за кусание руки помощи -- никакой больше поддержки, чисто купи-продайные отношения, причём деньги утром. Или вообще никаких отношений. 
| 0 Хм,вот интересно--во время "ужасной советской оккупации" мы--"проклятые оккупанты"--почему-то не брезговали культурным наследием "побежденных" и с удовольствием читали Сенкевича и Лема,смотрели польские фильмы и сериалы,слушали их попсу и классику...Что,наверное,и отличает НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ от "поленьев"... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 acero, Ну музыканты тоже поляки. Но вроде как и не поленья. 
| 0 Странно, что не потребовал расширить санкции против России. 
| 0 Если бы не столь ненавидимая поляками Красная Армия, то не было бы сегодня на свете польского города Гданьска. Вместо него был бы немецкий город Данциг. И не было бы в этом городе никакого Музея II мировой войны. Вместо него был бы какой-нибудь музей воинской славы Тысячелетнего Рейха. И не работал бы в этом музее поляк Кароль Навроцкий. Кароль Навроцкий как грязный славянский унтерменш в лучшем случае работал бы в фольварке у какого-нибудь истинного арийца - чистил бы дерьмо за господскими свиньями, например. Ну а в худшем случае никакого Кароля Навроцкого вообще бы не было, т.к. вполне вероятно, что к 2019 году немецкое население Рейха уже достигло бы запланированных показателей. И славянские рабы перестали бы быть нужны расе господ. Что бы было с ними потом? Можно спросить у Мартина Бормана, например. И он ответит: "Славяне должны работать на нас, если же они нам больше не нужны, пусть умирают." Прекрасное будущее для Польши и поляков, жаль, что эти гадкие русские опять всё испортили. 
| 0 Спасение Польши от фашизма - сказка.. Брали боем пол Европы с одной целью..предотвратить возможный реванш.. взять под свой контроль людские и промышленные ресурсы Восточной Европы.. Максимально обескровить Англию и США и лишить их дешевой рабочей силы стран Восточной Европы.. Оккупируя пол Европы спасали Россию от следующей войны. Английское Правительство уже в 45 году заявило..Сталин уйдет из Польши Прибалтики С Украины и прочих стран до 1947 года ..поэтому Бандеровцы и Приболты и Поляки и сидели в схронах .. верили Черчелю и ждали..не идет ли Английская Армия..освободителей войной на СССР.. ни кто Польшу не освобождал от немцев Поляки об этом никого и не просили.. Поляки под немцев в 39 году легли добровольно .. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 0 За Гуманизм, На 1944 год, Польша существовала? Нет. Сейчас она существует? Да. Зачем копаться в мотивах, если результат налицо? 
| 0 oz, результат чего ? на чьем лице какой результат ? главный результат Взятия Варшавы Красной Армией то что Война против Европейской Коалиции с США в том числе была предотвращена .. Реванш был предотвращен .. Восточную Европу держали просто в заложниках... это и связало руки Амеров Мирные годы по ныне..это и есть действующий результат .. Как только Горбачев проявил слабость.. НАТО уже у ворот ..а это и есть результат того что Польша стала в 89 году Государством... 
| 0 Польскоязычные оккупанты слишком нагло ведут себя в Данциге. Этот немецкий город всегда был немецким по населению, языку и культуре, даже когда формально признавал над собой сюзеренитет польского короля. В 1793 году, когда Польша в очередной раз была поделена (ну такая вот эта страна, что ее вечно делят!), Данциг вошел в состав Пруссии. Город быстро развивался, именно там были построены самые крупные в Европе судоверфи. Из Данцига родом Артур Шопенгауэр и Гюнтер Грасс. В 1945 году Советская армия взяла Данциг и передала его Польше. Немцы были выселены, а в их опустевшие дома въехали селюки из Мазовии и Подлясья. Попытка властей заставить поляков работать на судоверфях привела к появлению «Солидарности» (поляки проявляют солидарность лишь в желании не работать). И вот теперь эти оборзевшие мигранты запрещают исполнять русские песни в немецком городе, взятом русской армией! Кажется, новый раздел Польши не за горами. 
| 0 Знакомая американка немецкого происхождения родилась и выросла в Данциге, а в 45 году, когда ей было 17, поляки выселили всю ее семью в 24 часа. В суматохе она потерялась, брата и сестру нашла только через 40 лет. В 95 году они решили проведать родной город, поехали туда на поезде из Берлина. Пробыли там 2 дня, поняли, что ничего не осталось, и уехали. За 2 дня их ограбили 3 раза. Для нее слово "поляк" было синонимом грабителя и убийцы.
Показать новые комментарии (0)Suxar
oz
c5
flightnavigator
oz
Miss Understanding
oz
Miss Understanding
flightnavigator
Почти татарин
scorpio111155
Аватара Тары
realAVA
acero
Почти татарин
Паутиныч
Miss Understanding
За Гуманизм
oz
За Гуманизм
servicleb
Andreykan
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)