Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Белоруссия: вместе, но не совсем (El País, Испания)

© AP Photo / Yekaterina Shtukina/Pool Photo via APПрезидент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Владимир Путин и Александр Лукашенко отмечают 20-летие подписания Договора о создании Союзного государства. Пилар Бонет делится своими размышлениями по поводу того, что Россия и Белоруссия смотрят на историю под разным углом, в результате чего возникает много спорных вопросов.

Вместе, но не совсем. Так можно кратко описать отношение президента Белоруссии Александра Лукашенко к Договору о создании Союзного государства России и Белоруссии, который был подписан 8 декабря 20 лет назад.

Союзный договор направлен на обеспечение роста экономической, правовой и финансовой интеграции двух стран. Он был подписан первым президентов России Борисом Ельциным (умер в 2007 году) и его коллегой Лукашенко, который пришел к власти в 1994 году и сейчас является лидером, занимающим свой пост дольше всех Европе.

Уровень интеграции и распределения полномочий в рамках Союзного договора напоминает организационную модель Советского союза, государства, состоящего из федеративных республик, которые официально являлись государствами. Белоруссия — ближайший союзник Москвы на постсоветском пространстве, но даже так, согласно официальной позиции Минска и Москвы, «отсутствуют условия» для создания единого государства.

Согласно опросу, проведенному в августе Аналитическим центром Белоруссии, 75,6 % жителей страны положительно относятся к дружеским отношениям Белоруссии и России, как независимых государств с открытыми границами, без виз и таможни, а 15,6 % выступают за объединение в одно государство.

С экономической точки зрения режим президента Лукашенко зависит от Москвы, поставляющей в Белоруссию газ и нефть и оказывающей ей финансовую помощь. Для режима Путина Белоруссия — это основной геостратегический союзник на границе с Североатлантическим Альянсом. Кроме того, по территории Белоруссии проходят маршруты экспорта российской нефти и газа в Европу.

В 90-е годы, когда был заключен Союзный договор, а Ельцин уже был очень слаб, некоторые представители политической оппозиции России лелеяли надежду на то, что Лукашенко, пользовавшийся большой популярностью в российских регионах, станет лидером будущего единого государства. Однако эта надежда растаяла в 2000 году, когда президентом России стал Владимир Путин. Сейчас у Лукашенко более скромные цели: сохранить независимость и целостность Белоруссии и остаться у власти. Он уже объявил, что представит свою кандидатуру на выборы в 2020 и 2025 году. С начала XXI века ОБСЕ не признала ни одни президентские и парламентские выборы, прошедшие в Белоруссии, заявив, что на них не соблюдались международные нормы. Это касается и парламентских выборов, прошедших в ноябре.

Благодаря близкому расположению Белоруссия очень важна для политики, проводимой Кремлем. Москва оказала на Минск давление, чтобы построить на территории Белоруссии военно-воздушную базу. Таким образом, она сможет заплатить натурой и в виде услуг за низкие цены на российское топливо, часть которого вновь экспортируется после переработки в Белоруссии.

«Лукашенко не стремится к большей политической интеграции, потому что ему нужно, чтобы его режиму оказывали финансовую помощь», — заявил Александр Федута. По словам этого аналитика, который работал в администрации белорусского президента в 1994 году, Путин отказался от создания Союзного государства с целью остаться у власти. Став главой надгосударственного образования, он мог бы столкнуться с той же ситуацией, что и президент СССР Михаил Горбачев (попытка государственного переворота в августе 1991 года), то есть стать президентом, не имеющим никакой связи с электоратом и сталкивающимся с постоянными конфликтами в отношениях с лидерами государств — членов.

Лукашенко прекрасно знает, как выгодно воспользоваться тем, что Белоруссия расположена между Россией и Западом, чего не смог сделать президент Украины Виктор Янукович, потерпев сокрушительный провал в 2014 году. Успех белорусского лидера отчасти связан с его хитростью и ораторским талантом, а отчасти с произошедшими изменениями. По словам Федуты, вторжение России на Украину в 2014 году «всех напугало», а ЕС научился ценить «стабильность» Белоруссии.

Президент Белоруссии позиционирует себя как близкий друг России и публично упрекает российское руководство, которое бы не потерпело подобных действий со стороны представителей других государств. С театральной горячностью он выражает возмущение материализмом Москвы и заявляет, что самоотверженная Белоруссия готова на всё ради «старшей сестры». Такие высокопарные слова не растрогали Кремль, поэтому Лукашенко пришлось предоставить России контроль над важными государственными активами, в том числе над компанией «Белтрансгаз», отвечавшей за транзит газа по территории Белоруссии.

Лукашенко не поддержал Россию при аннексии Крыма или вторжении в Донбасс. В марте 2014 года в интервью журналисту Савику Шустеру он заявил, что «первым, в одиночку пошел бы воевать», если бы кто-то вторгся в Белоруссию, а его военные «сидели бы как мыши под веником на своих базах». «Народ меня выбрал, чтобы я его защищал», — подытожил он.

Согласно опросам, проведенным Независимым институтом социально-экономических и политических исследований в 2016 году, 70,9 % жителей страны выступали против военной помощи Киеву или борцам за независимость. Примерно 10% населения поддерживали военную деятельность Украины, а еще 10% — повстанцев.

Лукашенко воспользовался кризисом в отношениях России и Украины, предложив выступить посредником. Именно в Минске в феврале 2015 года были подписаны соглашения, при помощи которых Россия и Украина при поддержке ОБСЕ, Франции и Германии пытаются решить проблему Донбасса. Сегодня ЕС, видимо, готов закрыть глаза на нарушения демократии, которые раньше были непростительными. После жестокого подавления акций протеста во время президентских выборов в декабре 2010 года Брюссель ввел санкции в отношении Минска, но в 2015 году Лукашенко освободил политических заключенных, и ЕС снял бо́льшую часть санкций, сохранив некоторые лишь символически.

В сфере экономики Лукашенко также готов извлечь выгоду из санкционной войны между Россией и Западом. В результате он сталкивается с враждебно настроенными крупными сельскохозяйственными и животноводческими компаниями в России, которые сами хотят занять нишу в производстве сельхозпродукции, образовавшуюся после ухода производителей из западных стран. Белоруссия превратилась в оптовика, который продает в Россию запрещенные товары, произведенные в странах ЕС. После должной обработки эти товары превращаются в белорусские (например, норвежский лосось), и таким образом могут продаваться на территории всего Евразийского экономического союза, членами которого также являются Россия, Казахстан, Киргизия и Армения. Москва защищает свой рынок при помощи «процедуры ветеринарного контроля», в соответствии с которым под разными предлогами запрещается ввоз молочных и мясных продуктов из Белоруссии, отмечает эксперт по вопросам экономики Александр Алесин.

Недавно в Москве прошел форум, на котором обсуждалось будущее Союзного государства. Представители Белоруссии подчеркивали, что Россия и Белоруссия смотрят на историю под разным углом. Для Белоруссии Польша и Литва — это страны с той же национальной самобытностью и общим государственным прошлым (например, Речь Посполитая). Белоруссия придерживается уравнительной политики, корнями уходящей в советскую эпоху, и более уважительно, чем Россия относится к советским традициям. Позиция Минска относительно праздника 4 ноября, которым Россия заменила советский праздник 7 ноября, неясна. Теперь Москва отмечает изгнание поляков из Кремля в XVII веке, и не исключено, что среди современных белорусов есть потомки тех поляков. С другой стороны, форум показал, что среди белорусских студентов очень популярна программа «Эразмус плюс», которая дает им возможность поучиться в университетах ЕС. Союз государств пока не может предложить что-то подобное.