Последние пять лет выполнение соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС продемонстрировали, что для нашей страны — это достаточно сложная задача. Это объясняется слабостью государственных институтов, на которые возлагается комплексное задание по работе с европейским законодательством. Несмотря на это, соглашение начало выполняться, и даже есть сектора, в которых мы демонстрируем стабильный прогресс.

Однако если в следующие пять лет мы хотим ускорить темп реализации соглашения об ассоциации, нам необходимо менять подход к ее выполнению.
Вот некоторые рекомендации, которые могут пригодиться украинским и европейским чиновникам.

1. Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом сформировано на основании максималистского подхода, то есть содержит очень много обязательств по изменению законодательства. Для примера, соглашение с Балканскими странами, которые сейчас находятся в переговорном процессе относительно членства в ЕС, содержит меньше обязательств.

Поэтому, по нашему мнению, выявление приоритетов, на основании которых все ресурсы и усилия направляются на выполнение определенных задач, — это единственный путь по более эффективному выполнению соглашения.

В этом направлении Украина уже начала работать, предложив идею секторальной интеграции.

2. Когда страна подписывает соглашение об ассоциации, то у нее должны быть эффективные государственные институты, в рамках которых можно будет выполнить задачу по приближению законодательства к европейскому.

В ЕС это хорошо понимают, и поэтому так много внимания уделяют именно фундаментальным реформам, таким как реформа государственной службы. Однако значительно меньшее внимание получают секторальные реформы по сделке, которые, собственно, являются техническими и очень сложными.

Сейчас мы наблюдаем два параллельных процесса: фундаментальные реформы, которые активно поддерживают европейские коллеги, и секторальные реформы, к которым европейские коллеги не настолько требовательны, как в случае с фундаментальными реформами.

Зато именно на этом стоит делать акцент, ведь наличие пристального внимания усиливает результативность в тех секторах, где они работают.

3. Введение практики Cost benefit analysis (анализ выгод и затрат). В следующие пять лет мы приступим к фазе активного выполнения соглашения. Эффективно можно выполнять все это только тогда, когда ты четко понимаешь, сколько ресурсов нам на это нужно.

Украина сейчас сделала такую оценку лишь в двух сферах — это энергоэффективность и экология. Во всех других сферах мы не очень хорошо ориентируемся, сколько средств нам нужно и где их брать.

4. Стратегический совет: все обязательства, касающиеся сближения законодательства, разделить на три блока:

 

  • выгодное законодательство для страны (оно может потребовать значительные средства, но изменения принесут очень быструю выгоду);
  • нейтральное законодательство (которое приносит потенциальные выгоды, но не сразу, а в перспективе);
  • невыгодное и очень дорогое законодательство.

 

Начинать необходимо с первого блока. Впрочем, нам важно понять, какие именно законодательные изменения являются для нас самыми выгодными и прибыльными. Здесь необходимо провести дополнительный анализ, и эта задача является общей как для европейской, так и для украинской стороны.

5. Политическое усиление координационных процессов в сфере европейской интеграции на Украине.

Согласно последнему отчету SIGMA, которая оценивает принципы государственного управления, в правительстве создана эффективная система координации евроинтеграционных процессов. Осуществляется она через вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции и через правительственный офис координации европейской и евроатлантической интеграции.

Как вице-премьер, так и правительственный офис, согласно отчету, имеют все необходимые полномочия для осуществления своей работы в сфере европейской интеграции.

Однако есть одна важная рекомендация, которая касается политического усиления этих двух структур: в рамках работы правительства надо возобновить заседание правительственного комитета по вопросам европейской интеграции, евроатлантической интеграции, международного сотрудничества и регионального развития.

Очень важно, чтобы именно этот комитет рассматривал все евроинтеграционные вопросы. И чтобы они не распылялись по другим правительственным комитетам, как это было при прошлом правительстве.

Этот комитет нужен для решения проблемных вопросов, для согласования позиций и ускорения евроинтеграционных процессов. «Операционной рукой» этого комитета должны стать встречи экспертных групп, за которые должен отвечать правительственный офис. Необходимо, чтобы эти встречи были посвящены исключительно экспертным межведомственным обсуждениям.

Таким образом, мы будем иметь шанс улучшить качество евроинтеграционных документов, выходящих из министерств.

Такое усиление на уровне вице-премьера и на уровне правительственного офиса позволит контролировать большинство евроинтеграционных процессов на политическом и экспертном уровнях. Также они позволят избегать ситуаций, когда происходят процессы, к которым не привлечены ни вице-премьер, ни правительственный офис.

Итак, наш стратегический вывод заключается в том, что следующие пять лет нам необходимо идти путем выработки приоритетов, четкого понимания имеющихся ресурсов, а также приложить все усилия, чтобы задачи в рамках соглашения лучше вписывались в общую рамку реформ.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.