Халифа Хафтар ждал, что Кремль расстелет перед ним красную ковровую дорожку. Вместо этого ему пришлось сидеть в здании приемов российского МИДа в надежде на аудиенцию с Владимиром Путиным. В итоге ливийский военачальник не выдержал и ушел, хлопнув дверью. Спустя несколько часов он покинул Москву на своем самолете бизнес-класса «Дассо Фалькон» и направился в столицу Иордании Амман.
Когда российский президент пригласил противоборствующих ливийских руководителей подписать в понедельник соглашение о перемирии, он, похоже, не учел легендарного упрямства 76-летнего Хафтара. Более того, этот человек настолько осмелел, что продемонстрировал свое пренебрежение Путину, а это свидетельствует о том, насколько непредсказуемой стала гражданская война в Ливии.
Эта вспышка гнева была далеко не первым осложнением, ставящим в тупик перед запланированной на воскресенье ливийской мирной конференцией, которая пройдет в Берлине. Всего неделю назад бывшая колониальная хозяйка Ливии Италия попыталась выступить посредницей на встрече между Хафтаром и премьер-министром поддерживаемого ООН ливийского правительства Фаизом Сараджем. Но все закончилось тем, что Сарадж отказался от участия в ней в последний момент и улетел домой.
Все получается не так, как планировалось, и выходит не так, как казалось.
Базирующийся на востоке Ливии Хафтар в апреле начал очередную войну, перейдя в наступление на столицу Триполи с намерением свергнуть Сараджа. Сейчас он создает трудности после того, как его противники под давлением со стороны своей покровительницы Турции подписали в Москве соглашение о прекращении огня. Хафтар сказал, что берет паузу, чтобы подумать над ним, и пока такое пренебрежение к Путину не стало очевидно во всей своей полноте, он быстро уехал.
«Путин это не забудет, — сказал специалист по Ливии Кирилл Семенов, работающий в созданном по кремлевской инициативе Российском совете по международным делам. — Хафтар практически сбежал, когда все его ждали, чтобы подписать документ. Тем самым он продемонстрировал неуважение к принимающей стороне и нанес удар по репутации России».
На фоне этих событий Россия и Турция активно действуют в Сирии. Когда 10 лет назад в арабском мире начались протесты, Москва и Анкара играли весьма незаметную роль, но сейчас произошли коренные сдвиги, и две страны оказывают существенное влияние в регионе. Поскольку США и Западная Европа самоустранились, Россия и Турция стали ключевыми игроками в этой геополитической шахматной партии, в которой они по очереди выступают то в качестве союзников, то в качестве врагов. Призовым результатом мирной сделки также станут многомиллиардные контракты, от которых отказались посреди хаоса, возникшего в 2011 году после свержения Каддафи.
С неудачей в Ливии Кремль столкнулся спустя несколько дней после того, как Путин вместе с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом предпринял ряд действий по прекращению конфликта. Российские официальные лица с осторожным оптимизмом говорят, что они надеются на возвращение Хафтара за стол переговоров.
Но Россия и Турция оказались в тупике из-за мощного конфликта интересов в Ливии. В такой же ситуации находятся Италия, Франция и прочие претенденты на роль миротворцев.
Ничего удивительного
Работавшие в Ливии западные и арабские дипломаты говорят, что в этом нет ничего удивительного. Хафтар начал битву за Триполи во время визита генерального секретаря ООН и накануне запланированных переговоров о мире. Вопрос в том, позволят ли после этого Путин с Эрдоганом Хафтару остаться безнаказанным.
Хафтар начал свое наступление при поддержке Египта и Объединенных Арабских Эмиратов, которые считают его раздражительным союзником, однако самым лучшим и сильным лидером для этого неспокойного североафриканского государства. Наступление превратилось в опосредованную войну, поскольку Россия направила наемников воевать на стороне Хафтара, а Турция поддержала правительство Сараджа в Триполи.
Через какое-то время Путин и Эрдоган заключили сделку с учетом своих интересов (как они поступили в Сирии) и начали выкручивать руки своим клиентам, призывая их к перемирию. Именно о такой перспективе в начале прошлого года агентству «Блумберг» рассказал один российский официальный представитель.
Этот момент наступил 8 января. Когда Турция пригрозила усилить поддержку Триполи, направив туда крупный воинский контингент, Путин и Эрдоган провели встречу в Стамбуле, а спустя три дня призвали к прекращению огня.
Застигнутые врасплох
Стороны не побеспокоились о том, чтобы загодя проконсультироваться с ливийцами, Египтом, ОАЭ и ООН, которые с апреля работают над перемирием, о чем «Блумбергу» рассказали знакомые с ходом переговоров официальные лица.
Высокопоставленный руководитель из правительства в Триполи спешно полетел в Стамбул, чтобы разобраться в произошедшем. Затем Путин позвонил по телефону лидерам Египта и Объединенных Арабских Эмиратов, которые оказывают Хафтару авиационную поддержку.
Эти страны не участвовали в сделке и считают, что она дает Турции слишком много уступок.
Знающий о деталях московской встречи турецкий представитель сказал, что прекращение огня даст возможность Турции и России сотрудничать в области нефте- и газодобычи. Кроме того, оно защитит морское соглашение, заключения которого Анкара добилась от Триполи в обмен на военную помощь. Эту сделку оспаривают Греция и другие европейские страны, которые опасаются посягательств Турции и России на воды Средиземноморья.
Похоже, что Россия своими действиями снова переиграла США в очередном ближневосточном конфликте.
Вашингтон подавал обеим сторонам неоднозначные сигналы до тех пор, пока сотни российских наемников не прибыли в сентябре на линию фронта, чтобы поддержать Хафтара. Спустя несколько недель они или ливийцы сбили из ЗРК американский беспилотник, обломки которого пока не возвращены. Затем Соединенные Штаты начали подталкивать Хафтара к перемирию в надежде на мирную сделку, которая оттеснит Москву на второй план.
Тот факт, что Хафтар заартачился в Москве, объясняется планами турецкой и российской стороны навязать ливийцам перемирие и включить в соглашение о нем пункт, предусматривающий уход войск Хафтара из предместий Триполи, которые они взяли под свой контроль. Об этом в Москве рассказал человек, знакомый с подробностями переговоров. Россия переоценила свои возможности влиять на ливийского военачальника, сказал он.
Эрдоган, получивший санкцию парламента на масштабную военную интервенцию, в ответ на демонстративные действия Хафтара пригрозил преподать ему «урок». Один турецкий представитель заявил, что не исключает применения турками самолетов F-16.
Между тем, российское Министерство обороны не сдается. Оно заявило, что Хафтару нужно больше времени, и что оно ждет от него положительного ответа перед мирным саммитом в Берлине, где могут случиться новые неожиданности.