Давос, Швейцария — Грета Тунберг планировала выступить здесь во вторник перед мировыми политическими лидерами и руководителями бизнеса, обвинив их в «пустых словах и обещаниях», которые никак не содействуют предотвращению климатического кризиса.
«Наш дом по-прежнему в огне», — должна сказать девушка, повторив свои самые знаменитые слова, произнесенные на Всемирном экономическом форуме в прошлом году. Это ежегодное мероприятие, на котором собираются богатые и сильные мира сего, а проходит оно в швейцарской горной деревне на заснеженных склонах Альп. «Своим бездействием вы только раздуваете это пламя», — намерена заявить Тунберг.
17-летняя активистка должна выступить во вторник после обеда на мероприятии, организованном «Нью-Йорк таймс» и Всемирным экономическим форумом. Редакция газеты заранее получила текст ее выступления и приводит его целиком.
***
Год назад я приехала в Давос и сказала вам, что наш дом в огне. Я сказала, что вы должны паниковать. Меня предупредили, что это очень опасно: предлагать людям паниковать из-за климатического кризиса. Не тревожьтесь. Все прекрасно. Верьте мне, я делала это и раньше, и уверяю вас: это ни к чему не привело.
Кстати, когда мы, дети, говорим, что вам надо паниковать, мы не имеем в виду, что все должно продолжаться как прежде. Мы не говорим вам делать ставку на технологии, которые сегодня даже не существуют, и которые, как утверждает наука, могут не появиться вообще.
Мы не говорим, что надо продолжать разговоры о достижении «нулевого уровня выбросов», не говорим об «углеродной нейтральности», не обманываем и не играем с цифрами. Мы не говорим, что надо «компенсировать выбросы», просто заплатив кому-то за посадку деревьев в таких местах как Африка, в то время как в районе Амазонки эти же самые деревья вырубаются намного более высокими темпами.
Сажать деревья — это конечно хорошо, но этого явно недостаточно, поскольку делать надо гораздо больше. Этим не заменить реальное уменьшение отрицательных последствий и восстановление дикой природы.
Давайте говорить откровенно. Нам не нужна «низкоуглеродная экономика». Нам не нужно «сокращение выбросов». Выбросы надо прекратить. И пока у нас нет технологий, которые могут массово перевести наши выбросы в минус, мы должны забыть о «нетто-нуле». Нам нужен реальный ноль.
Дело в том, что отдаленные целевые показатели «нетто-нулевых выбросов» абсолютно ничего не значат, если бы будем и дальше игнорировать бюджет углекислого газа, который действует сегодня, а не в каком-то отдаленном будущем. Если высокий уровень выбросов сохранится на нынешнем уровне хотя бы несколько лет, этот оставшийся бюджет в скором времени будет полностью исчерпан.
Выход США из Парижского соглашения, похоже, возмутил и встревожил всех. Так и должно быть. Но людей во власти как будто совершенно не беспокоит то, что мы все можем не выполнить те обязательства, которые вы взяли на себя, подписав Парижское соглашение.
Любого вашего плана, любой вашей меры, где не будет радикальных сокращений выбросов из источника, начиная с сегодняшнего дня, совершенно недостаточно, чтобы выполнить обязательства в рамках Парижского соглашения о полутора градусах и о показателе ниже двух градусов.
Опять же, речь не о том, кто правый, а кто левый. Нам совершенно безразлична ваша партийная политика. С точки зрения перспектив экологической устойчивости неудачу потерпели все: правые, левые и центр. Ни одна политическая идеология, ни одна экономическая структура не в состоянии преодолеть кризис климата и окружающей среды и создать сплоченный и устойчивый мир. Может, вы это не заметили, но мир сегодня в огне.
Вы говорите, что детям не следует тревожиться. Вы говорите: «Оставьте это нам. Мы наведем порядок, мы все исправим, мы обещаем, что не подведем вас».
А потом ничего. Молчание. Или нечто хуже молчания. Пустые слова и обещания, создающие впечатление, что мер принято достаточно.
Очевидно, что сегодняшнему обществу доступны не все решения. Но у нас нет времени ждать появления новых технологических решений, чтобы приступить к кардинальному сокращению наших выбросов. Конечно, осуществить такой переход непросто. Это будет трудно. И если мы не начнем действовать вместе прямо сейчас, выложив все карты на стол, мы не сумеем решить проблему своевременно.
Накануне 50-й годовщины Всемирного экономического форума я присоединилась к группе климатических активистов, которые требуют, чтобы вы, самые влиятельные в мире бизнесмены и политические руководители, начали предпринимать необходимые действия.
Мы требуем, чтобы на нынешнем Всемирном экономическом форуме его участники из разных компаний, банков, институтов и государств:
— немедленно прекратили все инвестиции в разведку и добычу ископаемого топлива;
— немедленно прекратили выделение любых субсидий на ископаемое топливо;
— немедленно и полностью отказались от ископаемого топлива.
Мы не хотим, чтобы это было сделано к 2050, 2030 или даже к 2021 году. Мы хотим, чтобы это было сделано сейчас.
Может показаться, что мы слишком многого требуем. И конечно же, вы скажете, что мы наивны. Но это всего лишь минимум усилий, которые необходимы для начала быстрого перехода к устойчивому развитию.
Так что либо вы это сделаете, либо вам придется объяснять своим детям, почему вы отказались от целевого показателя в полтора градуса. Отказались, даже не попытавшись. Что ж, я здесь для того, чтобы сказать вам: в отличие от вас мое поколение без борьбы не сдастся.
Факты ясны и понятны, но они для вас слишком неудобны, и вы не хотите этим заниматься. Вы просто отказываетесь, думая, что все это повергает в уныние, и что люди сдадутся. Но люди не сдадутся. Это вы сдаетесь.
На прошлой неделе я встречалась с польскими шахтерами, которые потеряли работу, потому что закрылась их шахта. Но даже они не сдались. Напротив, они понимают, что нам нужны перемены, понимают лучше, чем вы.
Интересно, что вы скажете своим детям, в чем причина вашего провала, почему вы оставили им климатический хаос, сознательно обрекли их на него? Вам казалось, что это очень плохо для экономики, и вы решили, что надо отказаться от идеи обеспечить условия жизни на будущее, даже не попытавшись?
Наш дом по-прежнему в огне. Своим бездействием вы только час от часу раздуваете это пламя. И мы по-прежнему говорим, что вам надо паниковать, надо действовать так, словно вы любите своих детей больше всего остального.