Сирийский Идлиб опять поверг отношения России и Турции в один из самых глубоких кризисов со времен сбитого в 2015 году российского Су-24. Эрдоган угрожает начать еще одну военную операцию в этом районе, возмущаясь, что за последние дни Дамаск взял под контроль более ста населенных пунктов, несколько ключевых городов и овладел трассой М5, соединяющей два крупнейших города Сирии — Алеппо и Дамаск. В ответ Турция уже наращивает военное присутствие в провинции.
Россия не может бросить своего союзника Асада на милость Анкаре, но и вступать в открытый конфликт с Турцией в Сирии было бы для Москвы слишком рискованно. Российско-турецкое сотрудничество за последние годы распространилось на самые разные сферы, от атомной энергетики до ливийского урегулирования, но именно взаимодействие в Сирии по-прежнему определяет дальнейшее развитие отношений двух стран.
Что случилось
Москва и Анкара вроде бы договорились по Идлибу еще в сентябре 2018 года. Тогда Турция обязалась отделить радикальную оппозицию от умеренной и прекратить атаки боевиков из Идлиба на российские и сирийские военные объекты, включая российскую авиабазу Хмеймим. Также было решено создать демилитаризованную зону 15-20 километров по линии соприкосновения правительственных войск и вооруженной оппозиции, выведя оттуда радикальных боевиков и тяжелое вооружение. Наконец, стороны собирались восстановить транзитное сообщение по трассам М4 и М5 между Алеппо и Дамаском.
Несмотря на то что соглашение считается действующим до сих пор и стороны по-прежнему подтверждают свою приверженность ему, ничто из перечисленного сделано не было. Все обвиняют друг друга в несоблюдении договоренностей.
Турции (и Западу) больше всего не нравится, что весной 2019 года Дамаск начал постепенное наступление в провинции Идлиб при поддержке российских Воздушно-космических сил. Москва оправдывается, что таким образом помогает бороться с террористами и боевиками, которые постоянно атакуют российских и сирийских военных.
Турция также обвиняет Москву в том, что она слабо контролирует Дамаск и не может обеспечить режим прекращения огня, чем провоцирует гуманитарный кризис в Идлибе. По данным ООН, уже более полумиллиона жителей провинции покинули свои дома.
Ситуация ухудшилась еще сильнее с декабря 2019 — января 2020 года, когда начали появляться сообщения, что Дамаск обстреливает турецких военных. В январе 2020 года в Сирии погибло четверо россиян, а в феврале — 14 турецких военных. Игнорировать ухудшение ситуации становилось все труднее.
Спасет ли дипломатия?
Попытки России и Турции разрешить кризис дипломатически пока ничего не дают. Российская делегация во главе с замминистра иностранных дел Сергеем Вершининым и спецпредставителем президента по Сирии Александром Лаврентьевым провела уже три раунда переговоров со своими турецкими коллегами — 8, 10 и 18 февраля. Ни на одном из них новых договоренностей по Идлибу заключить не удалось.
Однако это еще не означает, что стороны намерены решать конфликт военной силой. Судя по прошлым обострениям, Путин и Эрдоган предпочитают решать подобные вопросы (Идлиб в 2018 году, северо-восток Сирии в 2019-м) в ручном режиме во время личных переговоров. 4 и 12 февраля президенты России и Турции обсудили по телефону обострение ситуации в Идлибе и подтвердили приверженность соглашению по Идлибу от 2018 года.
Скорее всего, и на этот раз последнее слово будет за президентами стран. Это подтверждают слова министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу по итогам последних российско-турецких переговоров в Москве 18 февраля. Он заявил, что, если в ближайшие дни не удастся добиться окончательного урегулирования проблемы в Идлибе, возможна встреча на высшем уровне.
Главный вопрос сейчас, как быстро Москва и Анкара смогут прийти к компромиссу. Это покажет, насколько они в принципе способны решать подобные кризисы, которые в будущем неизбежно повторятся в других частях Сирии, где сохраняется присутствие Турции — на севере провинции Алеппо и в буферной зоне к востоку от Евфрата.
Общие интересы
В последние дни Турция не только продолжает помогать лояльным ей группам оппозиции, но и серьезно нарастила собственное военное присутствие в Идлибе. Сейчас число турецких военных в провинции превысило 9000 плюс около тысячи единиц различной техники.
Но, несмотря на турецкие угрозы, сирийская армия продолжает продвигаться вдоль трассы М5 и берет под контроль все новые территории к западу от дороги. Судя по всему, Анкаре вряд ли удастся заставить сирийцев уйти с занятых позиций. К тому же возможности давить на Россию, которая поддерживает сирийцев, у Эрдогана довольно ограничены.
Турция вряд ли решится на вооруженный конфликт с сирийской армией, так как это может привести к прямому столкновению с Москвой, а этого Анкара точно не хочет. Россия и Турция нуждаются друг в друге как в Сирии, так и в регионе в целом и не заинтересованы в радикальном ухудшении отношений.
Также не заинтересованы они и в масштабных боевых действиях в Идлибе, потому что это лишь подстегнет внутреннюю миграцию и увеличит число беженцев. Турция уже приняла из Сирии более 3,5 млн человек, что стало для нее серьезной экономической, социальной и даже политической проблемой.
Наконец, Турция сейчас явно не готова ввязываться еще в одну военную операцию, когда она и так уже ведет две — в Ливии и на северо-востоке Сирии. В конце концов, именно проблемы с сирийскими курдами на Северо-Востоке — главный приоритет Анкары в Сирии, а совсем не Идлиб.
Давление на Москву
Конечно, нельзя сказать, что Турция совсем беспомощна и ей нечем надавить на Россию. Как минимум, она может обратиться за помощью к США и попробовать восстановить с ними отношения, создав тем самым контрбаланс России в Сирии. Такой ход Эрдогана доставил бы Москве немало проблем, но пока он выглядит маловероятным. Недавний визит спецпредставителя США по Сирии Джеймса Джеффри в Анкару не принес ничего нового.
Другой вариант давления Турции на Россию — продолжать саботировать астанинский формат — предмет российской гордости. «Астана» стала доказательством того, что Москва, Анкара и Тегеран способны находить общий язык и сотрудничать не только в Сирии, но и в регионе в целом. А без Турции астанинский формат будет иметь мало смысла.
Турция также может оставить за собой северные районы провинции Идлиб, превратив их в турецкую зону оккупации, что станет очередным предметом для торга и переговоров с Москвой и Дамаском. Тут можно надеяться только на то, что Турция не станет рисковать отношениями с Россией из-за Идлиба.
Что дальше
Скорее всего, сирийская армия при российской поддержке с воздуха продолжит брать под свой контроль территории вдоль трасс М5 и М4, чтобы восстановить сообщение по двум самым важным транспортным путям страны. Для Дамаска и Москвы сам Идлиб не так уж важен, их главная цель — открыть трассы М4 и М5 и соединить таким образом два крупнейших города — Алеппо и Дамаск, а также связать Алеппо с побережьем. Все это необходимо для экономического восстановления Сирии.
Турция, скорее всего, продолжит наращивать военное присутствие в провинции, чтобы не дать сирийцам продвинуться к Идлибу и турецкой границе. Но в целом и действия, и заявления Эрдогана направлены прежде всего на внутреннюю аудиторию.
Так что ожидать широкомасштабной эскалации в Сирии и радикального ухудшения российско-турецких отношений не стоит. Да, чем дальше, тем больше действия сторон повышают риск очередного кризиса в регионе и в двусторонних отношениях. Но пока Москва и Анкара, кажется, стараются договориться по Идлибу.
Сделать это будет не так просто. Сторонам предстоит закрепить новые реалии на земле — новые зоны контроля сирийской армии, определить буферную зону с российской военной полицией. А впереди еще проблемы севера провинции Алеппо и северо-восточной буферной зоны, которые контролирует Турция после трех предыдущих операций в Сирии, и курдский вопрос. В таких условиях находить общий язык будет все сложнее.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -1 Давайте посмотрим, кто и как реагирует наступление САА под Алеппо и в Идлибе. Турецкий президент неоднократно и на повышенных тонах угрожает Сирии и России. Россия говорит сдержанно, без всяких угроз, напоминает об обязательствах Турции устами дипломатов. Исходя из этого можно сделать вывод о слабости позиции Турции. Она в сложном положении, Эрдоган в сложном положении: дома в армии у него полно врагов, ВВС он вообще ослабил, посадив много пилотов. Оппозиция выиграла выборы в самых крупных городах.Курдская проблема никуда не делась. Со штатами рассорился, Европе угрожает, ввязался в внутренний конфликт вдали от своих берегов, В Ливии. В экономике тоже не очень. Это с одной стороны. А с др стороны у него в активе союзнические отношения с Россией, Турецкий поток, С-400, АЭС Аккую, 7,5 миллиона российских туристов в год. И, наконец, пресловутые помидоры.....Что же перевесит? Скоро узнаем Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 1 oz.ivan2013, Эрдоган мне в плане реагирования чем-то Лукашенко напоминает. 
| 0 Йошкина Кошка, соглашусь, оба эмоционируют, громко говорят и хлопают дверью, грозятся уйти навсегда, до обеда...А так вообще Лука и в подметки не годится Эрдогану. У того есть идея, типа Тюркие грэйт эгейн, неоосманизм, виликая...от Китая до...А у Луки просто шкурный интерес... 
| -1 oz.ivan2013, а вот это желание Эрдогана создать новую Османскую империю меня удивляет. Даже я знаю, что та империя держалась на грабежах, которые стыдливо назывались военными походами. И на взымании дани с покоренных земель. Сейчас-то другое время. Только покорил земли в Идлибе, а тебе уже по щам прилетает. 
| 0 Йошкина Кошка, любой национализм обращен в прошлое, в славное прошлое, в чистоту нравов когда то бывшее. в подвиги и героев прошлого, в прошлое величие. Тот же Трамп с его Сделаем Америку снова великой....Со щами не согласен: как бы в глазах местных патриотов Эрдоган большой молодец! Курдов в Африне победил и территорию занял, с Россией заключил выгодные контракты, Штатам дерзи, Европу на место поставил. Осталось только разобраться с Асадом, защитить своих бармалеев,спасти Ливию... 
| 0 Удивляют меня боевики. Они так радостно уезжали в Идлиб на автобусах. Они думали,что его им подарят? С самого начала было ясно, что после отдыха оттуда уезжать надо, а они решили корни пустить, неразумные. 
| -1 Конечно, нельзя сказать, что Турция совсем беспомощна и ей нечем надавить на Россию. Как минимум, она может обратиться за помощью к США и попробовать восстановить с ними отношения, создав тем самым контрбаланс России в Сирии ----------------------------------------------------------- Автор призывает восстановить отношения со страной, которая пыталась убить действующего президента и захватить власть в стране посадив свою марионетку. Со страной, которая продвигает проект независимого Курдистана и вооружает злейших врагов Турции... Мда... Всё что надо знать о независимой политике Турции... 
| 0 Турки делают ошибки давно, начиная с сотрудничества с америкосами в отношении игил, курдов и остальных группировок, сша созданных(так хотелось халявной нефти). Сегодняшняя ситуация более чем прозрачна: Россия поддерживает не Асада, а Сирийское государство, обратившееся за помощью. Естественно, СА готовят, тренируют, планируют операции и сопровождают в том числе и разведданными из турецкой армии. Совершенно глупо со стороны Эрдогана упираться рогом бараньим, как хохлы, дожидаясь позора. Грамотнее было бы найти причину и убраться оттуда, чем жертвовать жизнями солдат и репутацией страны ради эфемерной курдской угрозы. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Donproperdon, похоже, внутренняя ситуация вынуждает эрдогана впрягаться. Вроде как с крымскими татарами: и знает, что это не понравится России, но деваться некуда, имперские амбиции, о которых он заявил, требуют поддерживать тюрков по всем границам. В общем,еще раз можно убедиться, что опора на нациков опасна, они начинают вертеть опирающимся, как добробатовцы порошенкой
Показать новые комментарии (0)oz.ivan2013
Йошкина Кошка
oz.ivan2013
Йошкина Кошка
oz.ivan2013
Йошкина Кошка
nPoBogHuk
Donproperdon
zulu
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)