К таким ужасным результатам не приводила ни война, ни революция. Больше двух третей всей китайской экономики впали в спячку. Один ошеломляющий пример: не вернулись к своим рабочим местам после Нового года 220 миллионов внутренних трудовых мигрантов, заявил в прошлую субботу министр транспорта Китая Ли Сяопэн (Li Xiaopeng).
220 миллионов человек — все население России, Германии и Польши остаются у родственников в гостях уже почти месяц! В результате этого, к примеру, главные порты Китая лопаются по швам. Контейнеры заняли все свободные площади, но их некому обрабатывать. Нет грузчиков, водителей каров, крановщиков, дальнобойщиков…
В то же время четыре пятых всех товаров из Китая перевозится морским транспортом. По данным Конференции ООН по мировой торговле и развитию, в стране расположены семь из десяти крупнейших портов мира. Только во многих других портах отправления почти не осталось кораблей. Датская судоходная компания Мёллер-Мерск отменила отправку 50 контейнеровозов. Экипажи различных грузовых судов сидят на карантине в Сингапуре или в других азиатских портах, задержанные осторожными местными властями. У экипажей заканчивается еда, сообщил в минувшую пятницу The Financial Times Гай Платтен (Guy Platten) из Международной палаты судоходства. Но еда, кажется, заканчивается не только у моряков, но и у всего городского Китая.
Десятки тысяч тонн замороженного мяса находятся в портах под угрозой гниения. Логистика в стране почти рухнула. По данным Bloomberg, тысячи контейнеров с замороженной свининой, говядиной и птицей накапливаются в крупных грузовых портах. Мощности многих портов исчерпаны, сообщает американское финансовое агентство Inside quotes.
Получатели не могут забрать свой товар, потому что водителей грузовиков не хватает. Когда водители возвращаются в свои города, они должны провести 14 дней на карантине.
Склады переполнены и нет силовых соединений для охлаждения контейнеров со скоропортящимися грузами, пишет Bloomberg. Поэтому такие грузовые порты, как Тяньцзинь, Шанхай и Нинбо, уже пытаются перенаправить прибывающие суда в более крупные перевалочные пункты, например, в Гонконг. Однако финансовая метрополия Китая также находится в состоянии чрезвычайного положения из-за вируса. Из-за перебоев в морских грузоперевозках и нефункционирующих складов грузовые суда даже направляются в Южную Корею.
Но самое острое положение сложилось с главным источником белка в Китае — свининой. С прошлого года страна сильно зависит от импорта мяса со всего мира. Собственное производство свинины рухнуло из-за африканской свиной лихорадки. Сотни тысяч животных были убиты. В результате цена на мясо поднялась до рекордного уровня. Чтобы избежать ее роста, китайские власти решили увеличить импорт свинины почти на 50 процентов: до более чем шести миллионов тонн в год. Это означает поступление в страну 120 тысяч тонн свинины еженедельно! Если в ближайшее время системы поставок не восстановятся, то горы мяса, прибывающего в Китай из Европы, могут стать вовсе непригодными к употреблению.
То же самое относится и к американским сельскохозяйственным продуктам. По данным американского мясного гиганта Tyson Foods и других американских экспортеров, коронавирус уже серьезно нарушает поставки мяса в Китай, пишет портал Agrarheute.
Нехватка продуктов в крупных городах на фоне того, что почти 500 миллионов человек находятся на карантине или в его подобии — такого еще не переживала ни одна страна в мире. И мы не знаем, как с этим справляется раненый азиатский гигант. Введение 15 февраля смертной казни за сокрытие симптомов болезни и пожизненного заключения за самовольный выход из карантина — это не похоже на успокоительный жест властей. Скорее, подобная мера напоминает заградительные сталинские отряды, расстреливавшие собственные отступающие войска. Мы помним, при каких обстоятельствах был отдан приказ «Ни шагу назад!». И если Китай находится действительно в похожем положении, то миру бы неплохо об этом узнать раньше, чем там наступит коллапс.