Королем авиамоста между Китаем и Чехией стал огромный самолет Антонов Ан-124 Руслан, и этому способствовало то, что самолеты компании SmartWings по не совсем понятным причинам китайцы до сих пор не пустили в страну. Украина сейчас — единственная страна, которая наряду с Китаем оказывает и доставляет помощь чешскому здравоохранению.

Помимо борьбы за ускоренную комплектацию чешского здравоохранения защитными средствами, которые замедлят распространение коронавируса, ведется еще и борьба за то, кто в глазах общественности станет спасителем республики.

«Я бы хотел поблагодарить Китайскую Народную Республику, которая стала единственной страной, поставившей нам эти средства», — сказал, например, вчера вечером президент Милош Земан, имея в виду партию респираторов, масок и других средств по цене, намного превышающей рыночную. Глава государства давно не скрывает своей симпатии к авторитарной коммунистической стране, откуда коронавирус распространился по миру.

Тем временем в Сибири стоят самолеты, которые чехи отправили за купленными средствами, но разрешение на вылет в Китай им до сих пор не дают. Он, в свою очередь, отправил эйрбасы China Eastern, на фоне которых чешские руководители фотографируются в Праге.

Единственный, кто пока нарушает картину «исключительно китайской помощи», — это Украина. В Китае уже стоит огромный самолет Ан-124 Руслан, который чехи арендовали у компании Antonov Airlines. И это не случайно: НАТО уже давно договорился с украинцами об использовании этих самолетов. Ведь содержать собственные большие транспортные самолеты для большинства стран слишком накладно.

Как выясняется, система хорошо работает в некризисные времена, когда члены альянса заранее и по всем правилам арендуют летные часы на двух Анах, базирующихся в Липско (чешский регион — прим. перев.). Но система дает сбой, как только спрос на них возрастает. «В воскресенье мы получили запрос на рейс от Министерства внутренних дел и тут же связались с перевозчиком, а в понедельник получили „слот". В тот же день с таким же запросом к нам обратились и другие страны-члены. Но до 22 апреля свободных мощностей нет», — заявил «ДеникуН» генерал Штефан Муранский.

Три рейса

Впоследствии представители вооруженных сил сообщили, что в воскресенье из Липско вылетит еще один арендованный чехами самолет. И, как удалось узнать нашим корреспондентам, запланирован третий рейс, план которого пока не согласован.

Свою роль в том, что ценный самолет для первого, критически важного рейса получили именно чехи, сыграло, как нам стало известно, украинское посольство в Праге. Все благодаря особым отношениям между Киевом и Прагой, как заявил редакции дипломатический источник. Кроме того, недавно с успехом съездил на Украину премьер-министр ЧР Андрей Бабиш.

Как оформляется такой оперативный запрос на самый большой из серийно выпускаемых самолетов в мире? По словам главы армейской логистики Муранского, в воскресенье военные связались с натовским координационным центром в Эйндховене, где есть и чешский представитель. Он первым спросил у украинцев, есть ли у них свободный самолет, и по стечению обстоятельств один как раз нашелся.

Вчера, вылетев из Киева, гигант с четырьмя двигателями под управлением украинского экипажа направился на юг и, миновав Одессу, пересек Черное море. На то были свои причины. У украинцев напряженные отношения с Россией, поэтому потребовалось облететь Крым, который оккупировала Россия. В Китай они полетели через Грузию, Азербайджан и республики Средней Азии.

Обратный путь пройдет южнее: самолет с желтой и голубой полосой, украинскими национальными цветами, пролетит над Бангладеш, Индией и Пакистаном. Дозаправка запланировала в Карачи.

Украинский Антонов Ан-124 должен доставить два миллиона респираторов, пять миллионов масок, 80 тысяч защитных очков, 120 тысяч защитных костюмов и 50 тысяч тестов. В общей сложности 106 тонн груза на 134 паллетах.

По словам Муранского, план рейса зависит от перевозчика. Но чехи не могут надеяться, что Antonov Airlines решат все проблемы сами. Военные лучше знают, что происходит в разных странах, чем частный перевозчик. Поэтому они посоветовали украинцам не лететь через Вьетнам, где правительство планировало ввести чрезвычайное положение.

Чешские военнослужащие, представители министерств иностранных дел и внутренних дел, а также сотрудники посольств, как рассказал Муранский, позаботились о получении соответствующих разрешений, чтобы Ан смог без проблем проделать путь в Чехию длиной в несколько тысяч километров, нигде «не зависнув».

Чешские военные хорошо знакомы с огромными Ан-124 грузоподъемностью 120 тонн. Каждый год их используют в среднем для десяти рейсов и десятков летных часов. Этот самолет используют, чтобы доставлять технику для зарубежных операций. Кстати, на фотографиях загруженного китайского эйрбаса было видно, что он хоть и полон расходными материалами, но его с помощью сеток разместили прямо на пассажирских креслах, что снижает грузоподъемность.

Идея о том, что чешские вооруженные силы могли бы для таких случаев обзавестись собственными большими самолетами, относится к области фантазий. У военных есть малые двухмоторные самолеты Casa максимальной грузоподъемностью (разумеется, при ограниченной дальности) десять тонн. Военные чины подумывали закупить более тяжелые самолеты классом выше (например, надежные —130 Hercules), но премьер Андрей Бабиш уже заявил, что после коронавирусного кризиса сэкономить придется и на оборонных расходах. Так что, судя по всему, закупка по-настоящему большого самолета пока откладывается на неопределенный срок.

Но во время нынешней пандемии уже звучат призывы к тому, чтобы после выздоровления Европа больше внимания уделила собственным ресурсам, не полагаясь на более дешевый, но весьма ненадежный импорт самых необходимых вещей с другого конца света.

Также вероятно, что государства позаботятся о пополнении собственных материальных резервов. Чтобы в следующий раз Чехия с удивлением не узнала, что у нее всего десять тысяч респираторов, так как министерства не отправили Управлению государственных материальных резервов запрос на их закупку.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.