Европейские газовщики с интересом следят за передвижениями «Академика Черского» — принадлежащего Газпрому трубоукладчика, который предназначен для строительства морских газопроводов. В начале этого года российские политики и аналитики указывали, что это единственное российское судно, которое можно использовать для завершения укладки балтийского газопровода «Северный поток — 2», идущего из России в Германию.
Российскую инвестицию в конце прошлого года заблокировали санкции США. После введения ограничительных мер с места строительства газопровода ушли суда компании «Олсиз» — одного из крупнейших мировых специалистов в области укладки морских газопроводов.
Неожиданный поворот
До начала этого года «Академик Черский», который Газпром выкупил у китайского судовладельца, находился в российском порту Находка на Дальнем Востоке и готовился к укладке газопроводов с местных подводных месторождений концерна. Однако 10 февраля он вышел из Находки и направился в сторону Индийского океана. Все решили, что в действительности он идет в Европу достраивать «Северный поток — 2».
В прошлую субботу судно приблизилось к каналу Ла-Манш, объявив, что движется в направлении порта Абердин (центра британской нефтяной и газовой промышленности на Северном море). В воскресенье утром «Академик Черский», как информировали сервисы, следящие за передвижением судов, неожиданно сообщил, что он возвращается на Дальний Восток.
Это дымовая завеса Газпрома?
Загвоздка в том, что несмотря на объявление, «Академик Черский» отнюдь не развернулся и не отправился в обратный путь к своему порту приписки. В понедельник утром он, как следовало из данных сайтов «Марин Трафик» (marinetraffic.com) и «Вессел файндер» (vesselfinder.com), продолжал движение по каналу Ла-Манш и приближался к французскому порту Кале, а к вечеру оказался уже на широте голландского Роттердама. Это говорит о том, что судно Газпрома может все же направляться в Балтийское море для завершения строительства «Северного потока — 2».
Ранее уже случалось, что «Академик Черский» сообщал ложные координаты своего маршрута. В марте судно Газпрома информировало, что оно движется в сторону Суэцкого канала, выбирая самый короткий путь из Азии в Европу. Потом оно отказалось от прохода через канал и обогнуло Африку. В апреле, завершая рейс вокруг африканского континента, «Академик» неожиданно сообщил, что идет в египетский Порт-Саид. В итоге, однако, в Средиземное море он не попал, а, сменив курс перед Гибралтарским проливом, направился в сторону Ла-Манша.
На фоне пандемии США забудут о «Северном потоке — 2»?
Почему судно Газпрома сообщало неверные данные о маршруте своего движения, неизвестно. Остается вопросом, что это: попытка обмануть противников «Северного потока — 2» или, напротив, пропагандистская акция, призванная подогреть интерес к судьбе очередного балтийского газопровода из России в Германию?
Возможно, Москва неким непонятным для наблюдателей способом проверяет также, не готов ли Вашингтон на фоне пандемии коронавируса отказаться от борьбы с ее инвестицией. На прошлой неделе сделать это призывал председатель комитета по энергетике нижней палаты российского парламента Павел Завальный.
«Мне кажется, даже чисто экономически блокирование возможности достройки для Америки сейчас не очень актуально, у них столько проблем, которые надо преодолеть. А любые проблемы преодолевать лучше сообща. Заниматься этой занозой для них, не знаю, есть ли в этом даже политический смысл, не только экономический? Я думаю, было бы целесообразно, если бы США отказались от этих неэффективных, неправильных санкций», — заявил он, как сообщает агентство «Интерфакс», российским журналистам.
Ранее пресса раздумывала, не обещал ли американский лидер Дональд Трамп Владимиру Путину отменить ограничительные меры против «Северного потока — 2» взамен за согласие России на новое соглашение с ОПЕК по сокращению объемов добычи нефти. Однако министр энергетики США Дэн Бруйетт (Dan Brouillette) рассказал, что в ходе переговоров на тему ограничения производства нефти, тема санкций не обсуждалась.