Мировые финансовые воротилы, включая тех, кто сидит в Международном валютном фонде, не скрывают своего желания получить в собственность бескрайние украинские угодья. Их логика проста: земля дешевая, рабочая сила еще дешевле, урожай большой и гарантированный. А мир испытывает все больший дефицит продуктов питания, и эта тенденция никуда не денется.
Сейчас до 75% мировой торговли зерном контролируют четыре транснациональные компании. Три возглавляют США, а одна голландская. Интерес к наиболее плодородной части европейского континента проявили и арабские страны, компании из Юго-Восточной Азии и Китай. Это говорит о том, что спасти украинский чернозем и оставить его в руках тех, кто его обрабатывает, будет трудно.
По официальным данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, голод в мире растет третий год подряд. Когда в 2010 году после экономического кризиса стоимость зерна на мировом рынке выросла вдвое всего за несколько месяцев, более чем в 30 странах Африки, Азии и Ближнего Востока начались массовые беспорядки.
В отличие от России, которая благодаря мудрости первого постсоветского президента Бориса Ельцина, сумела сохранить полный контроль над собственными производственными и природными ресурсами, Украина, поверив обещаниям МВФ, США и ЕС о безоговорочной помощи, встала на другой путь.
Очень скоро стало понятно, что это решение было ошибочным. Оранжевая революция (2004 — 2005 год) обнажила всю неопределенность будущего Украины. Та ее часть, к которой относились зажиточные городские жители, выступала за союз с Западом. Большинство из тех, кто кормил практически всю страну и зарубежье, понимали, что продажа земли иностранцам превратит их в современную рабскую силу.
Помимо прочего, Москва не хотела отказываться от влияния на официальный Киев, а власти на Украине менялись слишком часто. Вашингтон и Брюссель воспринимали бывшие советские республики, которые обрели самостоятельность, как ворота в прежде строго охраняемые охотничьи угодья, где отныне можно все, начиная с политической агитации и вплоть до плетения сетей финансовой зависимости. В дешевой плодородной земле и рабочей силе, вынужденной трудиться за зарплату, которая в десять раз меньше, чем на Западе, увидели возможность сделать «хороший бизнес» с мощным элементом идеологического влияния. И все это непосредственно у границ России.
Нынешний глава Украины Владимир Зеленский не способен побороть даже отечественных олигархов. Именно благодаря этому социальному слою он и пришел к власти. После его прихода обстановка в Крыму и на юго-востоке страны нисколько не изменилась. Дальше хрупкого перемирия и периодических обменов пленными дело не пошло.
Как пишет на портале «Народный корреспондент» Сергей Кузнецов, стоимость производства зерна на украинском черноземе, учитывая большую урожайность и низкие расходы на труд крестьян, в четыре раза ниже, чем в среднем по Европе. А стоимость продаваемой украинской земли за гектар в восемь — десять раз ниже, чем в странах-членах Европейского Союза.
Поэтому неудивительно, что в аграрном бизнесе заинтересованы и украинские олигархи. Нынешняя низкая цена пахотной земли в ситуации, когда продовольствие обретает все большее стратегическое значение, может уже в недалеком будущем значительно вырасти.
Над всем этим нависла неопределенность, вызванная пандемией коронавируса. Экономический кризис, вызванный этой заразой, грозит отбросить нас на годы назад. Люди, скованный карантином по всему миру, теряют терпение. Многие не упускают возможности бежать из крупных урбанистических центров. Так повышается значимость украинского села. Второе по величине европейское государство почти с 45 миллионами граждан и огромными природными богатствами, обретает совершенно новую политическую, экономическую и, что самое главное, продовольственно-производственную роль. Прежде всего, для стран Европы. Короче говоря, у украинцев впервые появился козырь, которого раньше не было: теперь другие зависят от них.