Европарламент призывает ввести новые ограничительные меры против России в связи с отравлением оппозиционера Алексея Навального. Более того, министр иностранных дел Европейского Союза Жозеп Боррель (Josep Borrel) призывает ввести новый пакет санкций имени Алексея Навального по аналогии с «актом Магнитского». В своей резолюции Европарламент призывает остановить строительство газопровода «Северный поток — 2» и заморозить активы «героев» расследований Навального. Речь идет о нескольких сотнях человек, в том числе представителях высших эшелонов российского правительства, среди которых — нынешний премьер-министр Михаил Мишустин, бывший президент и премьер-министр Дмитрий Медведев, а также высокопоставленные представители силовых структур и руководители крупнейших госкорпораций.
В России чиновники называют Алексея Навального блогером, а в Европе и США — политиком и одним из самых известных оппозиционеров, выступающих против «путинского режима». В ЕС уверены в том, что российский оппозиционер был отравлен. По словам канцлера Германии Ангелы Меркель, «наличие яда в анализах не подлежит сомнению. Можно с уверенностью сказать: Алексей Навальный стал жертвой преступления. Его хотели заставить замолчать».
Следовательно, на Западе уверенно говорят о причастности к отравлению российского государства, а не частных структур. Там считают, что это могло произойти только с одобрения Кремля. Россия все обвинения отрицает, особенно те, которые касаются предполагаемого участия российских спецслужб. Москва указывает на то, что властям было бы невыгодно публично устранять своего оппонента: во-первых, это вызвало бы волну недовольства внутри страны и обострило бы и без того напряженные отношения с США и Европой. А во-вторых, на выбор средства ликвидации, то есть, «Новичка». Зачем использовать вещество, которое прямо указывало бы на причастность российских спецслужб? И, наконец, на то, что среди объектов антикоррупционных расследований Навального было довольно много россиян, обладающих значительными ресурсами. Надо сказать, что у этого человека были враги.
Сам Кремль продолжает ждать получения достоверных доказательств из Берлина: «В этой во всей истории слишком много абсурда, чтобы кому-то верить на слово. Поэтому на слово мы никому верить не собираемся», — заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. А Министерство иностранных дел России, в свою очередь, считает такую интерпретацию событий лишь предлогом для введения новых ограничительных мер. «Не было бы Навального, придумали бы еще что-то в качестве повода для введения дополнительных санкций», — заявил министр иностранных дел Сергей Лавров.
Санкции — это всего лишь санкции, и шансов узнать, что же произошло на самом деле, с каждым днем становится все меньше. И на то есть несколько причин. Во-первых, безусловно, разница в позициях Москвы и европейских стран и нежелание по-настоящему сотрудничать. В России говорят, что никаких следов яда обнаружено не было — и более того, что запасы «Новичка» давно уничтожены. В Германии утверждают обратное, но отказываются предоставлять какие-либо факты, которые подтвердили бы их голословные утверждения. И, конечно же, Навальный и его соратники не помогают в прояснении недостающих фактов в этой истории. Даже на фотографиях в Инстаграме, снятых с его больничной койки, они замазали показания монитора с медицинскими данными.
Кроме того, как выяснилось совсем недавно, всего через несколько часов после сообщения об отравлении, соратники Навального вошли в его бывший гостиничный номер, где взяли несколько бутылок минеральной воды (с разрешения администрации гостиницы в обход российских правоохранительных органов), и перевезли эти бутылки в Германию спасательным бортом вместе с самим Навальным. Следовательно, из-за их действий надлежащее расследование стало невозможным. Хотя, безусловно, есть вопросы и к российским правоохранительным органам. С момента инцидента прошел месяц, а о начале полномасштабного уголовного расследования так и не было объявлено. Следственный комитет России пообещал проверить факты, но заявил, что без передачи результатов клинических анализов из Германии полноценное расследование провести невозможно. Но власти Германии, похоже, не торопятся что-либо передавать. И вместо того, чтобы взять инициативу в свои руки, демонстрируя заинтересованность или желание найти и наказать виновного, российские спецслужбы молчат, фактически передав расследование европейцам, и одновременно создают благодатную почву для распространения разного рода слухов.
И в результате есть, с одной стороны, Запад в роли обвинителя, и полное отрицание России с другой. И это уже далеко не первый случай такого рода. Любой инцидент, происходящий с «критиками Путина», Европа сразу же называет заказным убийством, организованным российскими властями, и требует немедленной реакции — в первую очередь начинаются разговоры о санкциях. Санкции были после дела Литвиненко, «акта Магнитского», отравления Скрипалей. А также внушительный список ограничительных мер по целому ряду других причин — за Крым и Донбасс, за вмешательство в американские выборы, за Сирию, угрозы санкций в отношении «Северного потока — 2». Теперь, по всей вероятности, будут введены дополнительные санкции под именем Навального.
Россия, постоянно находящаяся под давлением бесконечного потока обвинений, уже привыкла к этому и считает любые претензии к ней составляющей гибридной войны — наряду с реальными действиями Евросоюза, США и блока НАТО на российской границе. Об этом вновь и вновь говорят высокопоставленные представители российских властей. А поскольку ответить на все это симметрично Москва не может, она прибегает к предсказуемым заявлениям в духе холодной войны об «антироссийской кампании» и «ненадежности партнеров». Вот, например, заявление спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина, известного своей особенно жесткой патриотической позицией: «После заявлений Европарламента вполне можно говорить о том, что за ситуацией с Навальным стоят спецслужбы иностранных государств. И, если для западных стран существуют такие понятия, как демократия, международное право и закон, они должны принять меры ответственности в отношении тех, кто в Европарламенте инициирует подобные решения».
И в результате мы оказываемся в ситуации, когда все делают и будут продолжать делать то, к чему привыкли, вырабатывая свои позиции по привычке. Каждая сторона, упорно доказывая свою правоту, даже не надеется на возможность сотрудничества или диалога. Следовательно, никаких реальных доказательств отравления Алексея Навального «Новичком» или доказательств обратного мы, вероятно, не увидим. Но это не имеет значения, поскольку факты в данной ситуации ничего не изменят.