Спираль времени заставляет поколения человечества двигаться по циклическому пути однотипных ошибок. Правительства современных государств, празднующие мифическую победу в мировой войне прошлого столетия имеют лишь поверхностное представление о том, какой ужас для народов представлял тот виток развития предыдущего поколения.

Все что знает о той войне современное поколение это то, что альянс «хороших» государств победил сборище фашистских режимов, и наступила эра справедливости.

Исторические и фактологические материалы предлагают совершенно иную картину процессов того времени. Геноцид и агрессия государства против этнических групп, народов и общества была основным механизмом политики любого государства первой половины 20 века. Людей иной расы, вероисповедания, этничности притесняли, репрессировали и уничтожали, практически, во всех государствах и колониях.

Мир наступил, в том числе, и благодаря тому, что резкое сокращение населения привело к остановке работы фабрик и заводов. Людей не хватало не только для того, чтобы производить оружия для истребления друг друга, но и для производства товаров первой необходимости. Поэтому и стало выгодно равноправие, защита прав человека — чтобы пополнить производства рабочей силой и восстановить локальную экономику.

Современная экономика позволяет автоматизировать производство и теперь механизмы могут производить различные товары, технику, в том числе и орудия уничтожения людей при минимальном количестве работников-людей.

Предыдущее поколения, испытавшее результаты своей искренней и морально оправданной ими, с точки зрения тогдашней науки, философии и менталитета, ненависти друг к другу, ужаснулось этими результатами и постаралось воспитать в следующем поколении толерантность, терпимость, демократичность.

Многие исследователи полагают, что это непосильная задача, ибо каждое новое поколение стремится совершить свой виток человеческого развития от ненависти до человеколюбия через агрессию, репрессии, уничтожение.

Начало

Возобновление полномасштабных боевых действий между Азербайджаном и Арменией, хоть и является началом тотальной неразберихи на Кавказе, но представляет собой лишь звено событий в цепочке разрушения сложившегося миропорядка, ненавистного политическим элитам ведущих стран. Таково основное видение международного экспертного сообщества.

Наследие исторического прошлого естественным образом сталкивает народы в кровавой схватке за святое, которое они искренне защищают. Искусственно созданные государственные образования, переселенные и заселенные народы, сформированные новые государства, государства потерявшие свои территории, все они ведут морально, научно и стратегически обоснованную войну, исходя из своих жизненно-важных интересов.

Эти войны будут продолжаться до тех пор пока народы, государства, общества, вовлеченные в конфликт не совершат виток развития и не перейдут на новый этап социального, экономического и технологического развития.

Решение проблем Кавказа лежит лишь в плоскости экономического и инфраструктурного развития региона. На всей территории Кавказа проживают очень много специалистов и трудолюбивых людей, которые могут поддерживать работу современных фабрик и заводов, выпускать комплектующие для космических ракет, компьютеров, производить товары легкой и тяжелой промышленности, высокие технологии.

У региона есть все необходимые ресурсы для того, чтобы совместно построить общую экономику и соревноваться с ведущими транснациональными корпорациями и странами. Однако все те негативные факторы, которые привели предыдущее поколение к всеобщей войне и глобальной разрухе, препятствуют созданию четкой организации и структуре единого кавказского экономического пространства с сопутствующими ему технологическими и инфраструктурными сетями.

Началу войны всегда сопутствует вера в абсолютную победу над противником. У каждого субъекта есть свои домашние наработки, союзники, скрытые цели и ресурсы, на которые он надеется.

Среди экспертов идет процесс бурного обсуждения, кто прав — кто не прав. В условиях информационной войны каждая сторона старается расширить поле битвы, пытаясь вовлечь как можно больше субъектов, стран, обществ в локальную войну.

Многие сходятся во мнении, что в современной войне на Кавказе самое разрушительное это наглядный пример того, что высокими технологиями и четкой организацией возможно добиться быстрой и безоговорочной победы при помощи военной силы. И в случае положительного исхода все страны региона и соседние государства будут стремиться применять высокие технологии для военного разрешения своих территориальных проблем.

Начало войны между Арменией и Азербайджаном кажется простым разбирательством двух стран из-за спорных территорий, однако если разобраться детально, то этот конфликт угрожает стабильности всему миру, а не только отдельно кавказскому региону, заключают эксперты пост-советских стран.

Стоит напомнить, что в масштабных военных учениях Кавказ-2020, которые прошли незадолго до начала боевых действий 27 сентября, на линии фронта между Арменией и Азербайджаном (а именно с 21 по 26 сентября), принимали участие Россия, Белоруссия, Армения, Иран, Пакистан, Китай и Мьянма. Учения проходили в Черном и Каспийских морях и в Южном военном округе РФ. Стоит помнить, что Иран поддерживает правительство Сирии; а Мьянма сотрудничает в военной сфере с Северной Кореей.

С другой стороны, у Азербайджана мощный союзник в лице Турции, которая обладает самой многочисленной и технологически оснащенной армией в Европе. Турция в последние годы находится в напряженных отношениях со странами Европы, успела испортить отношения с США и Россией, осуществляет военную операцию в Сирии.

Несмотря на то, что Турция является союзником НАТО в случае ее конфликта с такой страной как Россия, некоторые страны НАТО, такие например как Германия или США могут сохранить нейтралитет. Доказывая это мнение, исследователи приводят пример неучастия Германии в большинстве военных операций санкционированных ООН за последние тридцать лет.

Иными словами, если начало конфликта ограничено двумя действующими субъектами — Арменией и Азербайджаном; то продолжение этой войны может быть более глобальным.

Ситуация в Нагорном Карабахе

Факты и предположения

Российские стратегические интересы

По ряду причин, российскому руководству дорого обходится обеспечение своих интересов на Кавказе. Потребности обществ, республик и политических элит, функционирующих в этом регионе с каждым годом возрастают. Не только аналитики, но и российские политики указывают на неэффективность финансовых вливаний в отсталые и неспособные развиваться субъекты.

Этим субъектам не позволяет развиваться экономически и технологически нездоровая и негативная социальная среда, сохраняющаяся в этом регионе и отсутствие структурированной организации.

Особенности характера кавказских политических элит являются источником постоянного напряжения и неопределенности.

Смена режима в Армении стала ощутимым ударом по российским интересам. Демократизация Армении и ее стремление в ЕС можно воспринимать как поражение российской политики на Кавказе.

Некоторые эксперты высказывают предположение, что вялое реагирование российского руководства на проблемы Армении это своеобразное наказание за ее проевропейские мысли. И это наказание завершится после смены власти в Армении.

Некоторые эксперты, в том числе и российские предполагают, что идет торг между Турцией и Россией за Сирию. Многие полагают, что этот торг открыла Турция поощрив Азербайджан.

Есть группа экспертов, которые утверждают, что армяно-азербайджанский конфликт приведет к точечным ударам по Азербайджану, для того чтобы уничтожить инфраструктуру страны, после чего весь регион станет малозначим для Европы. В результате, по их мнению, весь регион вновь окажется под полным и безоговорочным влиянием российского государства.

Есть и такие эксперты, которые предполагают развитие конфликта в сторону столкновения России и Ирана с Азербайджаном и Турцией на фоне молчания США и Германии, и вовлечением Греции против Турции.

Факт остается фактом, что российское руководство стремиться влиять на политические элиты региона для сохранения политических сил, отвечающих российским стратегическим интересам. Оно будет всегда реагировать на появление новых политических элит в республиках Кавказа с той же степенью радикальности, с какой степенью радикальности политические элиты кавказских республик будут противятся российским интересам.

Здесь следует отметить, что само понятие российские стратегические интересы в кавказском регионе не раскрыты в полной мере. Экспертного и фактологического материала недостаточно для четкого определения иных стратегических интересов российского руководства на Кавказе кроме как недопущение мифического распада Российской Федерации.

Стратегические интересы Турции

Чтобы говорить о стратегических интересах Турции надо понимать ее трансформацию из европейской демократической страны в жесткое супер-президентское государство. После принятия новой конституции в 2017 году президент, фактически, является и исполнительной и законодательной и судебной властью, а также имеет механизмы пожизненного нахождения у власти.

Турецкое государство из страны, которая развивалась под стратегией «zero problems with neighbors» (ноль проблем с соседями), вдруг очутилась в ситуации проблемы со всеми соседями и даже союзниками.

Страна, чья стратегия многие годы была направлена на интеграцию в ЕС, тесное сотрудничество с западными странами, по некоторым причинам оказалась страной изгоем в Европе.

Новая идентичность требует изменения стратегии. И на этом пути стратегической трансформации ее застают изменения глобальной мировой политики, на которые она должна реагировать.

Основными конкурентами Турции в регионе являются Иран и Россия, и турецкому государству нужны союзники, а это родственные тюркские государства, которые не находятся на высотах экономического развития. Наоборот, у этих государств, например у Азербайджана, имеются свои внутри и внешне политические проблемы.

Стратегическим интересом Турции в кавказском регионе является усиление Азербайджана и беспрепятственное получение ресурсов от этого союзника. В этом моменте сталкиваются стратегические интересы России и Турции. С точки зрения, опасающейся за территориальную целостность России, сильный Азербайджан и экономическое, технологическое присутствие Турции в регионе означает укрепление и развитие северокавказских республик, которые в какой то момент обретут возможности наращивания своей экономической, а затем и политической независимости от центра.

Стратегические интересы Ирана

Стратегические интересы Ирана в кавказском регионе направлены на ослабление Турции и Азербайджана, который уже конкурирует с ним в Каспийском море. Более того Иран заинтересован в наземном сообщении с Россией, которое в любое время может быть заблокировано Азербайджаном в случае конфликта Ирана с Турцией или США\Израилем.

Иран воспринимает армян как христианизированных иранцев, которых можно использовать против естественных оппонентов в регионе, в первую очередь тюрков.

Иранское правительство принимает мнение аналитиков, что политическая элита США и Израиля рано или поздно найдет повод для удара по стратегическим объектам этой страны и смены режима в Иране.

Таким образом, заключают исследователи по Кавказу, Иран не допустит вторжения Турции и Азербайджана непосредственно в Армению, и сможет консолидировано с Сирией отвлекать Турцию от поддержки своего союзника в начавшейся войне, если Россия выступит в своем «принуждающем к миру» амплуа.

Стратегические интересы США

Стратегические интересы США в кавказском регионе основываются на стратегии ослабления своих противников и конкурентов, отмечают американские эксперты.

Все три государства — Россия, Иран и Турция являются «суперпрезидентскими» государствами, в которых политические процессы может решать один человек — президент.

Эти государства на разных пространствах глобальной политики серьезно угрожают национальным интересам США. Более того, они сотрудничают с основным конкурентом США — Китаем.

По мнению, некоторых западных экспертов США вступит в конфликт напрямую только в том, случае если будет военная угроза для ее союзника Грузии.

Грузия является единственной страной, где демократические реформы смогли привиться и развиваться.

Военная ситуация на Кавказе совпадает с парламентскими выборами в Грузии. Исход парламентских выборов в Грузии отнюдь не очевиден. И он напрямую зависит от развития армяно-азербайджанского конфликта и реакции на него со стороны правящей элиты.

Выводы

Исходя из анализа исторических фактов можно сказать, что к силовому методу решения своих стратегических задач склонны те государства, которые:

1. Имеют жесткое единоличное «суперпрезидентское» правление.

2. Находятся в глубоком политическом кризисе с элементами анархии.

3. Находятся в подчинении от политической элиты более сильного государства и выполняют ее поручения.

В данном случае практически все страны так или иначе участвующие в конфликте, кроме Армении, являются «суперпрезидентскими».

Военно-политический конфликт приведет к более масштабному столкновению, так как в сведении счетов друг с другом заинтересованы слишком много стран. Этот конфликт является продолжением других конфликтов, и является одной из звеньев общей системы глобального противостояния.

Одним из факторов неизбежности военных конфликтов является схожесть в неприятии существующего миропорядка со стороны ведущих стран, которые находятся в острой конкуренции между собой.

Еще одним фактором, предполагающим разрастание конфликта в более масштабное и глобальное противостояние является его незапланированность.

Лидеры принятия решений не планируют нападение и войну, они всегда планируют провокацию, и затем ответную реакцию; либо планируют возможный ответ на возможные события. Если возникает ситуация множественности взаимных провокаций, то война неизбежна.

Вокруг армяно-азербайджанского конфликта очень много провокаций, предполагающих вовлечение большего количества акторов.

Наиболее часто повторяющимся в кругу военных экспертов итогов этого конфликта для кавказских республик будет: смена правительства в Армении, разрушение экономической, промышленной инфраструктуры Азербайджана и установление полностью пророссийского правительства в Грузии.

Мое личное мнение заключается в том, что глобальной войны не будет, потому что ни у одного из политических руководств стран региона нет достаточных ресурсов для того, чтобы достичь победы не разрушив свою экономику и удержаться после этого во власти.

Разрастание конфликта в масштаб регионального приведет к смене власти этих государств, потому что новому поколению не приемлема ситуация, когда политические элиты решают свои политические проблемы путем войны и уничтожения людей.

Всегда есть путь совместного развития и процветания и этот подход не является политическим романтизмом, а является подходом высокотехнологического экономического прагматизма: чем больше людей организованны в единую систему, тем быстрее происходит цивилизационное развитие; чем меньше людей и отсутствует организация, тем ближе возвращение к каменному веку.

* — мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала «Грузия Online»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.