Последствия новой коронавирусной эпидемии еще не ликвидированы, а в предгорьях Закавказья уже нарастает напряжение. 27 сентября в небе засвистели артиллерийские снаряды, и в Нагорном Карабахе начался новый виток конфликта между Арменией и Азербайджаном. Как сообщается, вице-премьер Армении Тигран Авинян заявил, что в ходе конфликта было убито 1280 азербайджанских солдат, ранено 2700, а также уничтожено большое количество военной техники.
Нагорный Карабах расположен на Южном Кавказе, между Равнинным Карабахом и Зангезуром, и включает в себя юго-восточный район хребтов Малого Кавказа. Этот регион состоит в основном из горных лесов, его площадь составляет около 4400 квадратных километров. Однако запутанная история происхождения, сложные этнические и религиозные конфликты привели к тому, что на этой небольшой территории непрерывно идут войны. А его важное географическое положение привело к тому, что это кровавое пламя — отражение скрытой и явной борьбы, которую ведут в своих политических играх крупные державы.
Наследие времени: история происхождения Карабахского конфликта
Вся история конфликта — современная история, и недоразумения тысячелетней давности — предвестники сегодняшнего конфликта. Армения и Азербайджан расположены в Закавказье, которое обладает важным географическим положением. Высокие и скалистые горы сформировали здесь естественный стратегический барьер. А будучи длинным и узким коридором, соединяющим южную часть Русской равнины и Малую Азию, регион превратился в стратегически важный узел для военных держав прошлого в процессе расширения своих территорий. Сложные этнические и религиозные противоречия еще сильнее затрудняют урегулирование конфликта, который продолжается по сей день. С давних времен это место было полем битвы крупных держав.
Армянский народ появился в Закавказье очень рано, но затем колесницы древней Персии и фаланги Александра Македонского стали хозяевами этой земли. На протяжении двух столетий именно здесь воевали за господство Рим и государство Сасанидов. Формирование азербайджанского народа произошло относительно поздно, и изначально азербайджанцы верили в зороастризм. Во время арабской экспансии в седьмом веке нашей эры Армения и Азербайджан стали частью империи. Азербайджан и большинство закавказских этнических групп приняли ислам, но армяне по-прежнему придерживались христианской веры. Затем этой землей последовательно правили персидская Сефевидская династия и тюрская Османская империя. В их глазах христиане были язычниками, и чтобы справиться с ними, правители этих империй поощряли азербайджанцев, исповедующих ислам, переезжать на запад в Нагорный Карабах, чтобы стать там основной этнической группой. Это подготовило почву для будущего конфликта.
В новое время, когда царская Россия начала подниматься, после шести кровопролитных русско-турецких войн русская армия захватила Закавказье. Чтобы укрепить свое господство, Россия решила поддержать армянский народ, проповедующий христианство, поэтому азербайджанцы были изгнаны из Нагорного Карабаха, а «вернувшиеся домой» армяне снова стали доминирующим этносом в регионе.
С образованием Советского Союза для стабилизации южной границы (особенно в турецком направлении) и для умиротворения могущественных исламских сил на Кавказе Нагорный Карабах, который изначально был населен армянами, был передан под юрисдикцию Азербайджана. Однако из-за неудовлетворенности местной экономикой и условиями жизни армяне в этой местности стремились включить регион в состав Армении и вступили в столкновение с азербайджанским народом.
В 1989 году межнациональный конфликт в Нагорном Карабахе достиг своего апогея. После распада Советского Союза этнические конфликты быстро переросли в армяно-азербайджанскую войну. В битве Азербайджан проиграл, и Нагорный Карабах стал де-факто независимым. В 1992 году Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) по инициативе России учредило Минскую группу, в которую вошли 12 стран. Сопредседателями группы являются Россия, США и Франция. С тех пор переговоры по Карабахскому конфликту на разных уровнях непрерывно ведутся в рамках Минской группы, однако они не достигли существенного прогресса.
Беззвучно мериться силами: за спиной конфликтующих сторон различаются тени крупных держав
Нагорный Карабах называют кавказской пороховой бочкой, и он затрагивает интересы множества стран. Поэтому рост или падение внешних сил будут играть важную роль в тенденции развития Карабахского конфликта. Сквозь дым от пожара войны все более отчетливыми становятся фигуры крупных держав, ведущих здесь свою игру.
Хотя после того, как вспыхнул конфликт, Россия, США и Турция сразу же призвали воюющие стороны разрешить свои споры путем мирного диалога, истинное отношение каждой страны заслуживает более тщательного рассмотрения.
Если говорить о Турции, министры иностранных дел России и Турции подробно обсудили рост напряженности в Нагорном Карабахе в ходе телефонного разговора 1 октября. Обе стороны выразили готовность работать в тесном контакте для стабилизации ситуации и содействия скорейшему возвращению на путь мирных переговоров и урегулирования Карабахского конфликта. Однако всего три дня назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган опубликовал в социальных сетях запись: «Армения совершила еще одну атаку на Азербайджан, вновь доказав, что она является угрозой региональной безопасности». Другой источник сообщил, что турецкий истребитель F-16 нарушил границу и сбил армянский штурмовик Су-25.
В последнее время Турция проявляет активность на международной арене, будь то сирийское поле боя или территориальные споры с Грецией. Согласно сообщению на сайте французского еженедельника Le Point от 29 сентября, Гаидз Минасян, профессор Военной академии в Париже и специалист по Кавказу, сказал, что нынешний виток конфликта будет продолжаться из-за того, что на сцену вышло новое действующее лицо — Турция. Она намерена открыть третий фронт на Кавказе после Сирии и Ливии. Цель Турции — посеять хаос в регионе. С точки зрения Турции, эта часть Кавказа принадлежит бывшей Османской империи, как и регион Восточного Средиземноморья, на который она тоже имеет виды.
Желание Турции быть мировой державой всегда было очень сильным. Это доказывают ее последние военные действия, нынешний виток Карабахского конфликта демонстрирует ее надежду на восстановление былой славы Османской империи и расширение сферы влияния на Кавказе.
Но, к сожалению, хотя Азербайджан и Турция разделяют одни и те же религиозные убеждения и относительно близки, но и Азербайджан, и Армения когда-то были республиками Советского Союза, и обе страны имеют тесные отношения с Россией. Россия даже рассматривает Армению как форпост на своем южном направлении, охраняющий важный барьер на Кавказе. Министерство иностранных дел России неоднократно подчеркивало, что противодействие проникновению иностранных боевиков в район Карабахского конфликта для участия в военных действиях проистекает из поддержания стабильности на Кавказе и предотвращения возвращения террористов.
В настоящее время эпидемия, вызванная коронавирусом нового типа, в России еще не закончилась, экономика находится под большим давлением и демонстрирует спад, ситуация в Сирии также сложная, к тому же страна находится под многократным давлением со стороны НАТО и США. Несмотря на то, что Кавказский регион имеет большое значение, Россия ограничена многими факторами внутри страны и за рубежом и не может в полной мере включиться в кавказское направление, поэтому мирное урегулирование конфликта между Азербайджаном и Арменией является лучшим решением для России. Это также основная причина того, почему она часто подавала активные сигналы и выражала свою готовность предоставить коммуникационную платформу для разрешения конфликта в Нагорном Карабахе.
Некоторые считают, что Карабахский конфликт не будет обостряться в дальнейшем. Однако в действительности инициатива в настоящее время перешла в руки некоторых могущественных стран за пределами региона, таких как Турция. Сейчас ситуация в Нагорном Карабахе, похоже, находится на перепутье, и конфликт может быть урегулирован, однако есть вероятность и того, что он будет постепенно обостряться из-за вмешательства некоторых стран. И за этим скрывается то, как беззвучно меряются силами крупные державы в ходе своих игр.
Неясные планы на будущее: политические соображения, стоящие за проблемой принадлежности
В день начала конфликта Белый дом заявил, что Соединенные Штаты «предпримут все силы для предотвращения конфликта между двумя сторонами». Фактически, попытки и правда предпринимались. Однако сложные геополитические факторы и несогласие ни Армении, ни Азербайджана уступить в этом вопросе затрудняют решение проблемы о принадлежности Нагорного Карабаха.
В сентябре 1997 года Россия, США и Франция в качестве сопредседателей Минской группы предложили поэтапное решение проблемы региона: Армения должна была сперва вывести войска с оккупированных территорий Азербайджана за пределами Нагорного Карабаха, а затем страны должны были договориться о статусе региона. Армянская сторона отказалась, настаивая на том, чтобы представители Нагорного Карабаха участвовали в переговорах в качестве третьей стороны, и предложила пакетное решение для вывода войск и окончательного определения статуса региона. В ноябре 1998 года Минская группа ОБСЕ выдвинула новое предложение о создании «общего государства» Азербайджана и Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона посчитала, что это предложение предоставляет региону равный с ним статус, что неприемлемо, и выступила за то, чтобы Нагорный Карабах просто пользовался высокой степенью автономии в пределах суверенитета Азербайджана.
Противоположные позиции обеих сторон приводят к тому, что конфликт становится бесконечным, а специфические геополитические факторы усложняют вопрос о принадлежности региона.
Именно так, как говорил Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска», хотя Азербайджан и имеет ограниченную территорию и небольшое население, он обладает богатыми энергетическими ресурсами и играет важную роль с точки зрения геополитики. Он является пробкой от большой бутылки, наполненной богатствами Каспийского бассейна и Средней Азии.
Если Армения и Азербайджан продолжат конфликт, тогда южные районы России и весь Кавказ будут постоянно находиться в напряженном состоянии, что может сильно ограничить внимание России, у которой в таком случае не будет хватать времени на решение собственных проблем. С другой стороны, западноориентированный Азербайджан сможет предоставить Западу нефтепровод, который не будет проходить по территории России, тем самым обеспечивая энергетическую безопасность западных стран.
Поэтому, хотя США по-прежнему призывают к мирному урегулированию, они не исключают возможность, что после стабилизации ситуации внутри страны в будущем Закавказье станет плацдармом для принятия дальнейших мер по сдерживанию России.
Таким образом видно, что за простым спором о территориальной принадлежности скрываются более глубокие политические соображения крупных держав. Территориальный спор между Азербайджаном и Арменией по Нагорному Карабаху может быть временно урегулирован, однако из-за стратегического влияния крупных держав окончательное решение по вопросу, как и прежде, откладывается на неопределенный период.