Берлин — Для людей моего поколения Соединенные Штаты — это прежде всего страна надежд и новых горизонтов, страна свободы, где, однако, доминирует один взгляд на политику, и он тот же, что и у нас.
Но накануне президентских выборов в США в Германии ведутся острые дебаты о будущем трансатлантических отношений.
Антиамериканские настроения, всегда существовавшие в нашей стране наряду с чувствами благодарности и близости к нашему союзнику, сегодня на подъеме и уже превратились в заметную силу. Приводить доводы в пользу трансатлантических отношений сегодня не всегда легко и просто, причем не только в Германии, но и во всей Европе. Однако приводить их необходимо.
Существует неизбывная стратегическая потребность в сильных трансатлантических отношениях — как на нашей стороне, в Европе, так и, я твердо в этом уверена, в Вашингтоне.
В мире, где усиливается соперничество и борьба за власть и влияние, Запад сможет занять твердые позиции и отстоять свои интересы, только если сохранит единство. Европа по-прежнему полагается на военную защиту США, причем как на ядерный зонтик, так и на обычные виды вооружения. Однако Соединенные Штаты не в состоянии нести знамя западных ценностей в одиночку.
Я думаю о других важных выборах — о федеральных выборах в Германии в 2021 году, и поэтому позвольте мне предложить серию политических шагов, которые моя страна должна решительно предпринять вместе со своими европейскими партнерами.
Прежде всего, нам надо и дальше наращивать военный потенциал Германии (и Европы). Процесс этот начался пять лет назад и теперь все чаще приносит свои плоды. В условиях пандемии коронавируса, которая безжалостно ослабляет наши бюджеты, сделать это будет очень трудно. Военный бюджет Германии на 2021 год будет немного увеличен, несмотря на covid-19, и это очень хорошая новость. Но предстоящие годы будут непростыми. Мы не должны сворачивать с избранного курса.
Это особенно важно сейчас, так как новая глобальная стратегическая обстановка потребует от европейцев решать гораздо больше проблем безопасности, чем прежде, особенно необходимо разобраться с любыми вызовами нашей власти в непосредственной близости от Европы.
Европейцы в состоянии усилить свое присутствие и при необходимости продемонстрировать силу в Балтийском и Северном морях, в Центральной и Восточной Европе, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье и в странах Африки южнее Сахары.
Во-вторых, чтобы вооружить Запад совместными экономическими рычагами, которые ему необходимы в условиях нынешней глобальной конкуренции и борьбы за рынки, правила, ценности, нормы и влияние, нам нужно проявлять амбициозность при заключении торгового соглашения между США и ЕС.
Почему мы не можем заключить всестороннее соглашение, избавившись от всех пошлин и торговых барьеров между двумя самыми важными в мире экономическими пространствами?
Никакая другая политика не даст более мощный толчок росту и не подаст более четкий сигнал Пекину и всему миру о том, что мы готовы защищать свои ценности и свои правила ведения бизнеса.
В-третьих, Америка и Европа должны в полной мере признать реалии, состоящие в том, что США обязаны осуществлять политику ядерного сдерживания на европейском континенте.
Иллюзиям о стратегической самостоятельности Европы надо положить конец. Европейцы не смогут заменить Америку в ее важнейшей роли страны, обеспечивающей нам безопасность.
Для США это означает, что им надо и дальше прикрывать Европу своим ядерным зонтиком. Германия, со своей стороны, должна в срочном порядке принять решение о том, чтобы остаться в ядерной программе НАТО и далее быть надежным ядерным партнером, выделяя для этого необходимые бюджетные и военные средства. (Сама ФРГ не является ядерной державой, но много лет размещает на своей территории ядерное оружие США, имеется в виду именно такой вид поддержки — прим. ред.)
По этому вопросу дебаты в немецком военном ведомстве будут самыми острыми. И именно по этой причине мы должны сохранить неизменную твердость и решительность.
На мой взгляд, нет никаких сомнений, что Америка нуждается в Европе. Статус США как мировой державы в значительной степени зависит от того, смогут ли они и дальше надежно защищать европейский континент.
Но Европа должна показать США, что она не только берет, но и дает. Мы должны признать на всю обозримую перспективу свою зависимость от США. Но в то же время, нам надо понять, что мы обязаны больше тратить на оборону и гораздо больше делать для сохранения мира, защиты свободы, укрепления наших ценностей и отстаивания правил, которые мы считаем необходимыми для всех стран.
Накануне исторических президентских выборов мы должны подать ясный сигнал США о том, что Европа готова крепить и защищать наше общее атлантическое наследие.
Мы должны быть вместе. И это не зависит от того, насколько порой сильны наши взаимные претензии, а также от того, кто победит 3 ноября.